Мы много говорим о цифровизации, как она прочно входит в нашу жизнь. Однако при упоминании данного термина мы представляли преимущественно экономические взаимоотношения. Но «цифра» идет дальше и теперь настал черед внедрить ее также в политические процессы. Встречайте дистанционные возможности для электората в виде «Кабинета избирателя».
Постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР от 25 июля 2020 года № 139 утверждено Положение о сервисе "Кабинет избирателя". Данный сервис создает условия гражданам, с активным избирательным правом и получившим биометрический паспорт, в электронном формате изменять:
• список избирателей;
• адрес для голосования.
Для этого гражданам необходимо соблюдать следующие условия:
Доступ в «Кабинет избирателя» предоставляется после авторизации посредством электронной подписи, содержащейся в биометрическом паспорте (eID-карты), или квалифицированной электронной подписи избирателя (п. 7 Положения).
Идентификация, аутентификация и авторизация избирателя в «Кабинете избирателя» возможна только при наличии устройства, считывающего сведения с чипа биометрического паспорта.
При этом избирателю необходимо ввести четырехзначный код (так называемый ключ авторизации), который выдается при получении паспорта. Вот где нужен код, который выдавался вместе с новым паспортом и который вызывал огромное количество вопросов у граждан. Боюсь, что данный код многие благополучно забыли, теперь его следует вспоминить, если вы хотите получить доступ в электронном формате к государственным услугам.
Далее для изменения списка избирателя или адреса голосования необходимо подать соответствующие заявление, а также дать согласие на сбор и обработку персональных данных. В «Кабинете избирателя» персональные данные избирателя заполняются автоматически при вводе соответствующих идентификаторов (ПИН, номер и серия паспорта).
Заявления, поданные через «Кабинет избирателя» подлежат обработке в соответствующей избирательной комиссии, которая направляет уведомление в течение семи календарных дней по итогам рассмотрения.
Срок действия изменения адреса составляет до окончания выборов, после чего аннулируется и избиратель включается в список избирателей по соответствующему месту прописки, указанному в паспорте гражданина.
Данное новшество предоставляет следующие преимущества:
• Избиратель в случае обнаружения любой ошибки или неточности, а также при намерении голосовать по избирательному адресу вправе подать заявление в электронном формате в «Кабинете избирателя». Таким образом, нет необходимости избирателю приходить лично в соответствующие территориальные избирательные комиссии;
• Избиратель, проживающий или находящийся за пределами Кыргызской Республики в день голосования, может внести свои персональные данные (ПИН, серия и номер паспорта) с указанием соответствующей избирательной комиссии, образованной за пределами Кыргызстана. Таким образом, граждане с избирательным правом могут через «Кабинет избирателя» изменить адрес голосования и принять участие в выборах. Ведь, всем известно многие из них не имея возможности отдать голос, оставались вне процесса формирования государственной власти.
Вместе с тем, имеются определенные ограничения. Так, на выборах депутатов местных кенешей заявления об изменении адреса голосования не принимаются. Видимо в целях недопущения вмешательств путем массового голосования граждан, зарегистрированных в другом регионе.
На основании вышеизложенного, можно с уверенностью отметить, что ЦИК КР также идет со временем и предлагает свои цифровые возможности. Безусловно, это имеет большие плюсы, наравне с имеющимися рисками недобросовестного использования «Кабинета избирателя» в чужих интересах. Однако, XXI век диктует свои условия и чем раньше наше общество примет, тем лучше и быстрее приспособиться к современным реалиям.
Акылбек Джусупов, специально для madein.kg
adjusupov@gmail.com