Аналитика
 
15.06.2020Правительство намерено ужесточить контроль над доходами чиновников

22 мая 2020 года Правительство Кыргызской Республики пошло на решительный шаг и приняло Постановление № 269 «О проекте Закона КР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере декларирования доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности". 

Если Жогорку Кенеш примет и Президент подпишет данный законопроект, то чиновникам разного уровня придется сдавать детальную декларацию об источниках доходах и имуществах, принадлежащих не только им на праве собственности, но и их близким родственникам.

Если изучить детально данный законопроект, то предлагаются в частности следующие дополнения:

1) Обязать депутатов местных кенешей сдавать налоговую декларацию.

2) Еще одно немаловажное дополнение касается предоставления данных по декларациям чиновников органам прокуратуры, и в этом случае данная передача не будет входить в понятие «налоговая тайна». Предлагается также изменение, направленное на расширение полномочий органов прокуратуры в плане обращения в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов не только лиц или группы лиц, но и еще интересов государства. Таким образом, по видению правительства, именно органам прокуратуры отводится главная роль от имени государства в случае недостоверности содержания деклараций поручать правоохранительным или государственным органам осуществление проверки либо самостоятельно принимать меры прокурорского реагирования, включая обращение в суд с заявлением об обращении в доход государства отдельного имущества чиновника. 

Кроме этого, весьма интересное и актуальное предусмотрено в законопроекте для гражданского общества. В частности, предлагается органам прокуратуры реагировать на материалы и обращения связанные с недостоверностью декларации или о фактах крупного приобретения в собственность по стоимости намного превышающую доходы чиновника, поступивших не только от проверяющих органов, но и от любых юридических или физических лиц, средств массовой информации, а также из Интернет-ресурсов. 

3) Теперь давайте изучим предлагаемые процедурные моменты при заполнении деклараций представленные в законопроекте:

• В целом порядок подачи остается прежним, но теперь также разрешается сдавать декларацию в электронном виде;

• В законопроекте расширяют сведения подлежащие представлению декларантом. К примеру: чиновнику необходимо указывать не только имущество в собственности, но также их стоимость и объекты, находящиеся в пользовании или аренде. Дополнительно декларанту подлежит указывать не только расходы на приобретение имущества или права, но также иные виды его расходов или его близких родственников;

• Предлагается включить отдельную статью, которая будет усиливать «контроль и проверку деклараций», что включает в себя изучение и анализ сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах декларанта и лиц, указанных в декларации. Вышеуказанная процедура подразделяется на следующие четыре вида:

I. проверка сроков подачи деклараций;

II. проверка полноты и правильности заполнения;

III. арифметический и логический контроль;

IV. полная проверка декларации.

• Первый и второй вид носит традиционный характер и является стандартным условием, а вот третий и четвертый вид вызывает повышенный интерес. Так как, законопроектом вводится совершенно новый для Кыргызстана арифметический и логический контроль, содержащий элементы анализа и сверки данных.

Если быть точнее, контроль соответствия сведений в декларации, со сведениями баз данных государственных органов, органов местного самоуправления и иных источников информации, включая материалы средств массовой информации (СМИ), статистические данные, нормативные правовые акты, агитационно-пропагандистские материалы, которые могут содержать отдельные объекты декларирования. 

В настоящее время, мы становимся свидетелями, как отдельные лица выявляют имущества или доли в ОсОО, которые не были включены в декларацию чиновника. Это как раз таки относится к понятию арифметический и логический контроль. Также, в указанный термин можно отнести анализ существенного изменения имущественного положения декларанта - сравнение его доходов, расходов и/или имущества, и/или финансового обязательств по сравнению со сведениями, указанными в предыдущих декларациях этого же декларанта. Другими словами, проверяющим можно будет сравнивать все декларации предыдущих лет, и делать соответствующие выводы. 

• Четвертый не менее важный вид контроля это «полная проверка», которая проводится для выяснения достоверности задекларированных сведений, проверки на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения. Данная проверка осуществляется обязательно в случае:

1. Представления декларации определенными должностными лицами, которые связаны с коррупционными рисками;

2. Обнаружения несоответствия сведений в декларации по результатам логического или арифметического контроля;

3. Получения информации от госорганов, юридических или физических лиц, СМИ и Интернет-ресурсов о возможном отражении в реквизитах декларации недостоверных сведений;

4. Опубликования информации в СМИ и даже социальных сетях о приобретении декларантом и/или его близкими родственниками крупного имущества, стоимость которого превышает 2 000 000 сом;

5. Выявления фактов совершении декларантом и/или его близкими родственниками сделок по приобретению крупного имущества, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход декларанта и его близких родственников за три последних года, предшествующих отчетному периоду;

6. Выявления или получения сведений, информации о наличии на банковских счетах декларанта и/или его близких родственников денежных средств на сумму более 2 000 000 сом, за исключением заработной платы декларанта;

7. Выявления или получения сведений, информации либо указание декларантом в декларации о наличии у него наличных денежных средств на сумму более 2 000 000 сом, за исключением заработной платы декларанта;

8. Отказа декларанта в представлении в декларации сведений, либо разрешении на проведение последующей проверки имущества. 

В случае опоздания или вовсе непредставления декларации, наличия в представленной декларации неполных и/или недостоверных сведений, орган налоговой службы направляет материалы в органы прокуратуры КР. В свою очередь, последние вправе воспользоваться полномочиями указанными выше; 

4) Также существенное изменение предлагают внести в Гражданский кодекс Кыргызской Республики. В частности, в ст. 281 «Принудительное изъятие у собственника имущества», наряду с другими основаниями также предлагают включить «обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы в соответствии с порядком, установленным законодательством». 

Изучив все предлагаемые правки, можно сделать вывод о своевременности и актуальности данных изменений и дополнений. В условиях распространения коррупции и использовании средств полученных от данного негативного явления повсеместно по всей территории Кыргызской Республики, данные нововведения при правильном и безукоснительном исполнении весьма усложнят жизнь недобросовестным чиновникам. Кроме того, СМИ, социальные сети и гражданское общество могут активно вовлекаться, так как их сведения могут быть использованы со стороны прокуратуры в отношении декларантом. 

Единственное пожелание касается относительно включения частичной ответственности за своевременное представление декларации возложить на руководителей чиновников различного уровня. В предлагаемом законопроекте предусмотрена лишь персональная ответственность самого декларанта. Также важно внести изменение в банковское законодательство о предоставлении информации налоговым органам о счетах и денежных средствах декларантов, не только в целях налогообложения, но и в целях проверки деклараций.


Акылбек Джусупов. 

adjusupov@gmail.com

Специально для madein.kg

Фото: web








Теги: Жогорку Кенеш   Правительство   Чиновники   Декларации   
По теме