Аналитика - Бизнес-аналитика
 
29.05.2020COVID-19. Или новые возможности по выходу из кризиса для Кыргызстана

Распространение коронавирусной инфекции «COVID-19» стало для современной мировой истории большим испытанием. Пандемия застала врасплох практически все страны мира, даже самые развитые оказались в некотором замешательстве и пока государства предпринимали меры, большое количество людей отдали свои жизни. Однако, непосредственное влияние самой болезни и количество летальных исходов стали не самым последним испытанием, ведь впереди нас ожидает еще более долгий процесс упадка экономики и ее восстановления.

Точнее, не сам вирус напрямую, а введенные против него меры ограничительного характера со стороны практически всех государств разом весьма сильно ударили по экономическим взаимоотношениям. Сотни тысяч, если не больше субъектов предпринимательства резко прекратили свою деятельность, и теперь даже после снятия все ограничений не скоро не придут в себя, многим бизнес - отношениям можно объявлять о прекращении деятельности уже сейчас.

В этом плане Кыргызская Республика не стала исключением. Несколько тысяч владельцев бизнеса, а также работавшие у них граждане уже лишились или будут лишены своего источника дохода. Государство не сможет помочь этим людям по многим причинам и это суровая данность.

Никто не в состоянии помочь, когда сам не в «нездоровом» состоянии, я имею в виду в финансовом плане. У государства имеющего огромный дефицит бюджета и без учета пандемии, а теперь понесшего огромные расходы на борьбу против распространения коронавирусной инфекции, защиту медработников, дорогие тесты, лечение больных и т.д., просто нет денег. Поэтому надеяться только на государство это путь губительный и не дальновидный. Каждый субъект должен рассчитывать только себя и восстанавливать свою деятельностью.

С другой стороны, если государство сократит расходы, предусмотренные по другим «не очень критичным» статьям и направит данные суммы на поддержку бизнеса, в особенности на малое и среднее предпринимательство то, прежде всего, поможет самому себе. Ведь в конечном итоге, каждый заработавший бизнес это, прежде всего поступление денежных средств в бюджет. Естественно для этого государственным органам надо сильно постараться, чтобы бизнес платил в качестве налогов и патентов не в карман инспекторов, а в бюджет государства. Именно здесь кроется самая большая опасность для страны, ведь мало кто верит, что годами построенная схема коррупции будет искоренена в ближайшее время. Важно также как основную цель поставить помогать именно тем предпринимателям, которые стабильно платили налог. Государственная политика должна четко обеспечивать поощрять и оказывать помощь бизнесменам, которые работают открыто и прозрачно.

Ни для кого не секрет, что в цепочке предпринимательских отношений, так называемых «бизнес-кластеров» возникли разрывы определенных групп. Соответственно их восстановление является приоритетным задачами. Те сферы экономики, не прекратившие свою деятельность в период пандемии, даже в несколько раз увеличившие свои обороты, должны подтянуть связанные и сопутствующие бизнес отношения. К примеру: крупные супермаркеты, производители линейки продуктов ежедневного потребления и т.д. Они могут самостоятельно восстановиться, самое главное на сегодня им не мешать многочисленными проверками, регулированием цен и другими вмешательствами со стороны государства.

Необходимо четко понимать, что экономические последствия и нагрузки для многих граждан возникнут не сейчас, а в краткосрочном будущем. К примеру: и без того, самые уязвимые к внешним факторам сельхоз производители, не в полной мере и не все смогли выполнить свои посевные работы во время карантина, закупить необходимые средства в качестве удобрений или иных сопутствующих вещей для производства будущего урожая. Вследствие чего цены на сельскохозяйственные продукты осенью однозначно не будут на уровне цен предыдущих лет.

В настоящее время государству отводится особая роль, так как несмотря на различные примеры, большинство наших граждан и мелких предпринимателей искренне надеются и полагаются только на него. Это отчетливо должны понимать представители власти. Прежние подходы, в том числе с элементами коррупции, губительны не только не населения, но и для самих чиновников. Поскольку, COVID-19 нельзя подкупить (как это привыкли делать чиновники), он идет туда, где не были предприняты превентивные меры. Вирус бьет по самым слабым и уязвимым местам. Многие «аткаминеры» (чиновники) в шоке, вирус продолжает наступать и распространяться. Я верю, сейчас многие поняли о необходимости направления средств по целевому назначению и принятии реальных мер. Настало время последовательных действий!

В такой сложной ситуации властьимущим необходимо находить нестандартные решения, я бы даже сказал экспериментальные подходы, которые являются новшеством для Кыргызстана. Все подобные решения должны быть направлены на превращение каждого актива в капитал с дальнейшим использованием в бизнес обороте. В качестве таковых можно и даже нужно рассмотреть вариант превращения государственного имущества (национализированных и конфискованных объектов, государственные и муниципальные земли) в капитал. Само государство не в состоянии управлять этими объектами, поэтому их реализация - первостепенная задача. Если даже на данном этапе эти активы они не готовы продать, то хотя бы сдать в аренду.

В качестве второго решения можно рассмотреть вывод активов из тени. Легализация имущества как никогда, кстати, в эти тяжелые времена. Пересадить всех коррупционеров или лиц сомнительным образом получивших многочисленную собственность не получится, тогда давайте хотя бы будем получать от них доход.

Коррупция на всех уровнях настолько затерроризировала народ, что большинство граждан уже задыхаются. Посмотришь вокруг и видишь как даже средненькие чиновники разъезжают на дорогих внедорожниках превышающий их годовой доход в двадцать раз. Откуда они взяли средства по покупку машин выяснить тяжелая задача, так как их огромная масса, но вот обязать их платить десятипроцентный налог, пока они не докажут законность происхождения их денег это вполне реализуемая задача.

Третий источник для получения капитала это население страны. Как правило, многие граждане боясь возможного краха финансовой системы и нехватки наличных денег хранят свои средства дома, в период карантина массово обналичивали деньги со своих банковских счетов, а некоторые перекладывали в сейфовые ячейки этих же банков. То есть безналичные средства их уже не устраивают, они доверяют только наличным спрятанным на ближайшее туманное будущее. Пора восстановить доверие людей и придумать такие механизмы, чтобы эти денежные средства были в обороте и получили бы доступ тем субъектам предпринимательства, которые так нуждаются на сегодняшний день.


Акылбек Джуcупов, специально для madein.kg

Madein.kg



Теги: Кризис   Пандемия   Экономика   Кыргызстан   
По теме