Аналитика - Бизнес-аналитика
 
27.03.2014Узбекистан намерен запустить нового национального оператора связи. Нужна ли спешка при ловле блох?

В середине февраля этого года стало известно, что Узбекистан на руинах компании «Уздунробита» намерен создать национального оператора мобильной связи. Согласно постановлению президента страны, в первую очередь, решение продиктовано необходимостью обеспечения информационной безопасности. Что ж, национальный оператор действительно необходим, особенно в свете последних событий, когда коммуникационные системы стали неотъемлемым, если не одним из главных инструментов, в организации массовых беспорядков, свержении власти, сначала апробированных на Ближнем Востоке (Ливия, Египет, Сирия), а позже примененных на Украине. 

Проще говоря, Узбекистан обеспокоен возможным неконтролируемым использованием коммуникационных систем и намерен максимально снизить вероятность их применения в стране в ущерб политической стабильности и национальной безопасности. Обеспокоенность логична, своевременна, однако кое-какие моменты постановления, упомянутого выше, мягко говоря, настораживают. В частности, предоставление акционерной компании «Узбетелеком», на базе которой и будет создан национальный оператор, в порядке исключения разрешено закупать необходимое оборудование без тендерных торгов и осуществлять строительно-монтажные работы параллельно проектированию. Можно предположить, что исключение из правил обусловлено жесткими сроками решения поставленной задачи, исключающими многочисленные согласования и изучение рынка оборудования, неизбежными при организации тендеров. Но можно предположить и то, что узбекские чиновники лоббировали подобные преференции, будучи изначально прикормленными определенным поставщиком оборудования. Каким конкретно? Предположим, что китайской компанией Huawei Technologies. Основания для подобной версии есть, если учесть, что много лет подряд Huawei Technologies является основным партнером Узбекистана, выдавившим с местного рынка продукцию других производителей, причем, не только европейских или американских, но и своих китайских конкурентов. 

Huawei Technologies – бесспорно авторитетная и солидная компания, однако именно она регулярно фигурирует в весьма специфических скандалах. К примеру, года два назад правительство Индии заподозрило ее в шпионской деятельности, осуществляемой путем поставки телекоммуникационного оборудования, в программном обеспечении которого могут быть заложены схемы, позволяющие контролировать все операции и осуществить в нужный момент кибер-наступление. Об этом тогда поведала индийская газета Economic Times. 

Существенно ограничена деятельность Huawei в Австралии, власти которой категорически запретили компании участвовать в тендерах на поставку коммуникационного оборудования для национальной системы широкополосного интернета. 

Французская компания France Telecom-Orange использует оборудование Huawei за пределами своей страны, но не во Франции. Есть проблемы у Huawei и в Великобритании. 

Комитет по разведке Конгресса США также рекомендовал американскому правительству заблокировать все сделки по слиянию и поглощению, которые могут открыть китайцам доступ к национальному рынку телекоммуникационных сетей. По мнению комитета, «китайские компании предоставляют оборудование и услуги, создающие риск для долгосрочной безопасности страны». 

Это только навскидку, бегло и без деталей. 

Автору могут возразить, назвав опасения беспочвенными, поскольку Узбекистан по-прежнему относится к категории развивающихся государств, политические секреты которого мало кого интересуют, а технологических в виду отсталости здесь попросту нет. Как сказать. Узбекистан существует не в вакууме, страна поддерживает экономические взаимоотношения с десятками и сотнями партнеров, приобретая необходимое ей оборудование, заключая краткосрочные и долгосрочные коммерческие сделки и так далее. Естественно, что переговоры по таким вопросам ведутся на уровне чиновников высшего и среднего звеньев управления, которые и станут первыми абонентами национального оператора мобильной связи. То, что чиновников в административном порядке обяжут стать пользователями национального оператора, это очевидно уже сегодня. Будучи в курсе основных направлений, по которым такие переговоры ведутся, компания, пустившая в Узбекистане мощные корни и уверенная, что ликвидировала всех конкурентов, теоретически может продавать информацию заинтересованным сторонам. Не факт, что обязательно, но и не факт, что не будет. 

Впрочем, в качестве контраргумента, автору могу напомнить, что руководство Huawei категорично отвергло все обвинения в шпионаже, назвав их беспочвенными. К тому же, что китайцы, в отличие от американцев или европейцев, не заинтересованы в организации государственных переворотов или «цветных» революций. Все так, но подумать о дополнительных мерах безопасности, определить чистоту возможных сделок с Huawei на предмет наличия коррупционных схем, думаю, все-таки стоит. Слишком велики ставки и слишком серьезными могут оказаться последствия. 

Жители Узбекистана еще не забыли, а тем, кто не в курсе, расскажем, что 25 октября прошлого года абоненты Beeline, а спустя несколько часов, абоненты Ucell получили рассылку через SMS, WhatsApp и Viber с копией документа УзАСИ, предусматривающего ликвидацию обоих операторов мобильной связи, работающих в Узбекистане. Первой опровергла информацию пресс-служба компании Beeline, заявив, что это «ложная информация», не соответствующая действительности. Следом аналогичное опровержение появилось и на сайте Государственного комитета связи и информатизации, подчеркнувшего, что в фальшивке, разосланной абонентам, комитет назван агентством, а номер лицензии Beeline неверный. Но, вспомним, какая паника поднялась в Узбекистане в одночасье. Понятно, что вызвана она была ситуацией с «Уздунробита» годичной давности, но тем не менее. 

Специалисты склонны считать, что тот случай был своего рода тестом на реакцию населения республики. Тест на эффективность использования WhatsApp в случае необходимости. Какой конкретно – вопрос отдельный, но вовсе не абстрактный. Не столь давно промелькнуло сообщение, что Facebookкупил WhatsApp за 16 миллиардов долларов, плюс зарезервировал 3 миллиарда на оплату менеджеров, уже работающих в компании с тем, чтобы они работать продолжали. Итого 19 миллиардов. Если принять во внимание, что прибыль WhatsApp в 2013 году составила 20 миллионов долларов, не трудно посчитать, что Facebook необходимо тысячу лет, чтобы окупить расходы. 

Неужели господин Цукерберг настолько недальновиден, что заплатил за приобретение деньги, которые не окупятся не только при его жизни, но и вообще неизвестно, когда? Нет, конечно, дальновиден и расчетлив. Точнее, дальновидны и расчетливы те, кто стоит за спиной американского юноши, оперируя геополитическими категориями и суммами, кратно превышающими затраченные 19 миллиардов. Такая деталь: после того, как WhatsApp стал собственностью Facebook, он на несколько часов оказался парализованным. Специалисты уверены, что это время было необходимо для перенастройки программного обеспечения под нужды спецслужб. Какой конкретно страны, учитывая, кто стоит за Facebook, догадаться не трудно. 

Есть ли взаимосвязь между поставщиком коммуникационного оборудования для национального оператора мобильной связи и конкретными коммуникационными программами с учетом их использования и хозяина? Общей политической составляющей, действительно, никакой. Однако, если Узбекистан намерен обеспечить максимальный уровень информационной безопасности (абсолютов здесь не бывает), необходимо ответственно пройтись по всей цепочке – от начала до конца, пусть и в ущерб ограниченным срокам реализации проекта. «Можно сделать быстро и плохо. Все забудут, что сделал быстро, но будут помнить, что сделал плохо. Можно делать долго, но хорошо. Все забудут, что делал долго, но будут помнить, что сделал хорошо». Применительно к информационной безопасности государства, тезис можно сформулировать и по-другому: «Спешка нужна при ловле блох».

 

Дмитрий Таймазов. 

madein.kg

Теги: Бизнес   Узбекистан   Телекоммуникации   Сотовые компании   
По теме