Аналитика - Социально-экономическая
 
20.01.2015Частные «обменки». Их польза и вред финансовой системе Кыргызстана

В Кыргызстане курс доллара за последнюю неделю перевалил отметку 60 сомов за 1 доллар и продолжает рост. Чтобы предотвратить девальвацию сома Национальный банк страны предлагает закрыть пункты обмена валют.

 Нет обменки – нет проблемы

Так, в парламенте страны, на обсуждении этого законопроекта о закрытии обменных бюро, глава Нацбанка, Толкунбек Абдыгулов заявил, что они "занимаются спекуляцией". При этом руководство НБКР фактически расписалось в собственном бессилии и просто предлагает их закрыть.

Однако депутаты не согласились с доводами главы Нацбанка. На заседании парламентской фракции СДПК депутаты ЖК рекомендовали председателю Национального банка Толкунбеку Абдыгулову не закрывать обменные бюро. По их мнению, запретные меры не дадут положительных результатов.

Лидер фракции Чыныбай Турсунбеков предложил повысить штрафы для пунктов обмена валюты вместо их закрытия. "Лучше продумать вопрос о кратном повышении штрафов. НБКР предлагает поднять их до 50-100 тыс. сомов. Можно назначить штрафы и выше", - добавил депутат.

Накануне представители НБКР рассказали СМИ причину роста курса иностранной валюты в стране.

По мнению, Нацбанка причина кроется в совокупности ряда факторов. «Внешнее воздействие связано с общемировой тенденцией по укреплению доллара, введенными санкциями против России в связи с ситуацией на Украине, падением цен на нефть с начала года с $107,63 до $86,19 на 20 октября 2014 года. Среди внутренних факторов: увеличение спроса в связи с необходимостью оплаты за импортируемые товары, что возможно связано с запланированным вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз", - отметили в НБКР.

В НБКР также подчеркнули, что колебания курсов евро, рубля и тенге к сому зависят не только от курса американской валюты по отношению к кыргызской валюте на внутреннем рынке, но и от колебаний курсов доллара к европейской, российской и казахской валюте на международном валютном рынке, а также внутренних валютных рынках России и Казахстана.

"С начала прошлого года по 17 октября доллар укрепился по отношению к евро на 7,16%, к рублю - на 25,68% и к тенге - на 17,81%. С начала 2014 года курс доллара к сому вырос на 12,49% (с 49,1894 до 55,3316 сомов), курс евро к сому вырос на 4,84% (с 67,7313 до 71,0098 сомов), курс рубля снизился на 10,30% (с 1,5029 до 1,3481 сомов), курс тенге снизился на 4,51% (с 0,3193 до 0,3049 сомов)", - такую статистику приводит Нацбанк.

Однако, по мнению независимых экспертов, к нынешним проблемам на денежном рынке привели прошлые действия Национального банка, в результате которых создалась нынешняя ситуация роста обменного курса и, как следствие, повышение цен. Об этом завил эксперт Азамат Токбаев в интервью СМИ.

"Если следовать логике последних решений Нацбанка, то во всех проблемах на денежном рынке виноваты банки, обменки, спекулянты, но только не он. А между тем именно решения Нацбанка привели экономику к сегодняшней ситуации, а самого его – в ловушку "падающего цикла", которую он сам для себя создал", – утверждает Токбаев.

По его словам, чтобы увидеть это, надо понять, что реализуемые в экономике решения всегда имеют два вида последствий: те, которые проявляются сразу, и те, которые проявятся с задержкой. Поэтому принимая сегодня нужные и жесткие решения, надо иметь в виду, что уже завтра, они превратятся в такой же жесткий, но совсем не нужный тормоз на пути движения экономики.

"Жаль, что, как показывает практика, именно это свойство экономики в Нацбанке не замечают и не учитывают в своих решениях. Так, несмотря на то, что потребительский спрос в стране и так на нуле, Нацбанк с упорством создает и поддерживает в экономике дефицит сомовой ликвидности, объявляя эти решения необходимостью бороться с инфляцией. Хотя всем известно, что рост цен обусловлен не соотношением деньги – товар, а лишь ростом обменного курса", – пояснил эксперт.

Работа с обменным курсом, по его мнению, требует совсем иных решений и действий. В качестве аргумента он привел текущую ситуацию. По данным Нацбанка, объем денег в обращении на 1 января 2014 года составили 73,2 млрд сомов, а на 1 ноября – 60,5 млрд сомов. При этом коэффициент монетизации, по предварительной оценке ВВП, составил около 17-19 %. При этом Нацбанк уже несколько лет закрывает свой баланс с минусовым значением чистых внутренних активов. Это говорит о том, что Нацбанк постоянно больше забирает денег из экономики, нежели дает. И в этой ситуации он принимает ряд решений, заставляющих коммерческие банки ограничивать валютные операции, причем обосновывая это необходимостью переориентировать банки на сомовое обращение.

"Сразу возникает вопрос: где логика? Одной рукой Нацбанк изымает сомы из обращения, а другой, наоборот, заставляет всех отказаться от валюты и иметь дело только с сомами. Последствия очень легко просчитываются. Меньше денег – меньше активность бизнеса и еще меньше возможностей заработать валюту, но долги и импорт (своего-то ничего нет) надо оплачивать валютой. Вот и получается, что экспорт будет сокращаться, а долги, наоборот, расти, поэтому спрос на валюту и, как следствие, обменный курс, тоже будут расти. И кто в этой ситуации будет сбрасывать валюту?" – недоумевает эксперт.

Эксперт считает, что, увлекшись борьбой с инфляцией, Нацбанк не заметил, что уже давно сам для себя создал ситуацию циклического роста обменного курса и, как следствие, роста цен.

Сегодня, даже не специалисту понятно, что из-за непрофессиональных действий Нацбанка, и его нелепых инициатив, несмотря на проводимые валютные интервенции, скачки курса валют будут продолжаться. Соответственно будут расти цены на основные продукты питания, ГСМ, товары и услуги.

Иными словами, Нацбанк не имеет четкой стратегии по данному вопросу и пока так и не предложил конкретных механизмов перехода валютных операций для нас – потребителей. Однако, карательными мерами как известно, проблему не решить. Этот вид бизнеса, как и многие другие в Кыргызстане может уйти в «тень».

К чему может привести закрытие обменных пунктов? Во-первых, коммерческие банки могут не справиться с появившейся новой нагрузкой. Во-вторых, жесткий график их работы, неизбежно создаст очереди. А, что делать, если гражданам необходимо будет обменять валюту в праздники или выходные дни?

Поэтому, неизбежно появятся теневые обменки, как это уже было в 90-е годы. Тогда множество наших граждан пострадало от подделок и откровенного грабежа стихийных обменок и действий спекулянтов.

Однако, Нацбанк приводит примеры других стран, в которых нет частных обменок. Но, все кто бывает заграницей, по своему опыту знают, что это сопряжено с рядом проблем. И не только в той же благополучной Швейцарии, где банки закрываются в 18.00 и жизнь замирает.

В Узбекистане, к примеру, такие ограничения привели к массовому оттоку инвесторов из-за проблем с конвертацией валюты. Люди мешками возят наличность к какому-нибудь меняле, где курс существенно различается от официального. Более того, это сопряжено с риском быть обманутым или получить обвинение в незаконном обмене валюты.

Так зачем же искусственно создавать проблему там, где просто требуется логичный и системный подход?

Прежде всего, как при разработке любого решения, нужно провести анализ и исследовать это рынок. Определить основные характеристики этого бизнеса. Какую долю рынка финансовых услуг он занимает? Каково его место в экономике в целом? И, конечно же, чиновники НБКР должны привести солидные аргументы в пользу закрытия этого вида деятельности.

Мы все понимаем, что «обменки» – это бизнес. По данным главы Ассоциации обменных бюро, Бактыбека Чойбекова более 100 тысяч человек могут остаться без работы и пополнят и без того огромную армию безработных. Но, как заявил, советник председателя НБ КР Заир Чокоев, интересы 5 млн. кыргызстанцев, выше чем их дальнейшая судьба.

Если поднять вопрос о необходимости частных обменных бюро, то ответ находится на поверхности – частные обменные бюро удовлетворяют спрос населения, которое никогда не выступало с инициативой их закрытия. Здесь наглядно демонстрируется закон рыночной экономики, когда спрос рождает предложение. К тому же, частные «обменки» не монополисты, граждане всегда могут обменять валюту в банке. От такой конкуренции между банками и «обменками» выигрывают прежде всего - потребители.

Сегодня многим не понятно какие проблемы правительство хочет решить путем ликвидации частных обменок? Чем они так мешают отечественной финансовой системе?

Даже по самым скромным оценкам, объем теневой экономики Кыргызстана занимает львиную долю. Тому есть масса причин, и не секрет, что и многие обменные бюро сами вольно или невольно обслуживают теневую экономику. Однако, лишение частных обменных бюро легального статуса не нанесет серьезного удара по теневой экономике, наоборот, будет способствовать ее расширению.

Подпольные обменки и дальше будут продолжать работать, но при новых обстоятельствах уже под контролем криминальных группировок и коррумпированных чиновников. Коммерческим банкам в такой ситуации придется расширять свою филиальную сеть, нанимать дополнительный персонал, что приведет к дополнительным издержкам, за которые, конечно же, заплатят не банки, а их клиенты, то есть мы с вами.

Что делать?

Отдельные специалисты озвучивают альтернативные предложения. Они считают, что для решения этой проблемы, Кыргызстану необходимо внести изменения и дополнения в законодательство в области регулирования и администрирования обменных бюро.

Для начала необходимо ввести строгую отчетность всех операций в пунктах и бюро по обмену. Чего пока у НБКР по их собственному признанию не получается. Первые 2-3 года после открытия, обменные пункты могут работать по патенту. Этот упрощенный вид налогообложения позволит узнать НБКР емкость и глубину рынка. Далее, обменные бюро можно переводить на другой вид налогообложения, и уже далее определять максимальный размер маржи для валют, особенно для евро и долларов, к примеру, для доллара – 10-15 тыйын, для евро – 5-10 тыйын, для рубля – не более 1 тыйына, и такую же ставку для тенге.

Кроме того, Кыргызстану также необходимо принять закон о валютном контроле, по аналогии с Россией и Казахстаном. Сейчас у нас можно ввозить и вывозить валюту в неограниченном количестве (при условии обязательного декларирования), а в РФ и Казахстане для вывоза валюты необходимо предъявить договор, о том, что ты легально купил или продал валюту и действительно имеешь торговые отношения с иностранными партнерами той страны, куда вывозится валюта. Такой шаг будет вполне логичен, принимая во внимание необходимость гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС.

Насколько эффективными окажутся такие шаги, эксперты продолжают спорить, сегодня никто не может дать однозначного рецепта. Но ряд экспертов считает, что таким образом, вопрос спекуляции исчезнет сам собой.

В Кыргызстане, как известно, нет жесткого валютного регулирования. Это создало привлекательные условия для развития банковского сектора. Это даже отчасти помогло выжить этому сектору, и не пострадать как это было в соседнем Казахстане, когда там случился последний финансовый кризис и дальнейший обвал тенге.

В условиях сложной социально-экономической обстановки в республике, неуклюжие и непродуманные действия НБКР и правительства могут привести к разрастанию кризиса. В данной ситуации особенно проявились такие недостатки работы НБКР и правительства, как слабый уровень аналитической работы, и игнорирование интересов общественности, прежде всего тонкой прослойки среднего класса.


Жипара Абдрахманова.

madein.kg

Теги: Валютные операции   Валюта    Нацбанк   Финансы   
По теме