Бизнес
 
20.06.2008Исламские принципы финансирования. «PRO et CONTRA».

В июле 2006 года президент Курманбек Бакиев подписал Указ «О пилотном проекте внедрения принципов исламского финансирования в Кыргызстане». С тех пор в республике не утихают дискуссии о правильности принятого «наверху» решения дать зеленый свет религиозно-финансовому новшеству. Политологи и экономисты зачастую резко расходятся во мнениях с коллегами: одни пугают страну угрозой радикальной исламизации, другие призывают изучить положительные стороны вопроса.

В том, чем действительно хороша и чем опасна идея внедрения исламских принципов финансирования, попытался объективно разобраться www.madein.kg.


Принципиальные разногласия

Вызвавшее споры решение было принято во исполнение условий Меморандума «О взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития и ОАО «ЭкоБанк» относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в КР». Согласно, не побоимся этого слова, судьбоносному документу, кыргызская сторона обязалась предпринять шаги в области совершенствования экономического и социального развития республики с акцентом на сокращение бедности и привлечение иностранных инвестиций, в частности инвестиций из стран-членов Иcламского Банка Развития. Кыргызстан является членом этого банка с 1993 года. Проект постановили реализовывать как пилотный через ОАО «ЭкоБанк», руководство которого выразило желание принять участие во внедрении принципов исламского банковского дела и финансирования в банковскую систему КР.

Прежде всего, сторонники проекта ждут от него притока инвестиций в экономику страны. Исламских инвестиций, разумеется, и именно этот факт настораживает большинство противников. Экс-министр финансов, а ныне министр экономического развития Акылбек Жапаров, помнится, давал такие разъяснения.
- Во всех развитых странах, где традиционно используются европейские стандарты международной финансовой отчетности, существуют специализированные «окна». Через них выдаются кредиты на основе принципов исламского финансирования. И если подобное появится в Кыргызстане, у наших граждан будет возможность, так скажем, разнообразного доступа к финансовым ресурсам. А это очень важно.

Министр юстиции Марат Кайыпов и вовсе заявил прошлым летом, что «особых различий между шариатом и светским законодательством нет». Так он прокомментировал вопрос журналистов о том, не противоречат ли принципы исламского права светским устоям КР. И добавил:

- С принятием независимости Кыргызская Республика начала восстанавливать отношения с арабским миром. Возобновились дипломатические и иные отношения. Мы осознали, что нам важно знать принципы законодательства исламских стран. В частности с Саудовской Аравией Кыргызстан связывает надежды на инвестиции, развитие экономических и политических связей, а также финансирование реформы пенитенциарной системы.

В октябре минувшего года президент отчитал рабочую группу, созданную для исполнения вышеупомянутого указа, за нерасторопность. Дескать, столько времени прошло, а согласованную работу по привлечению в Кыргызстан инвестиций и кредитных ресурсов в рамках реализации указа так и не наладили. Бакиев велел в недельный срок подготовить для утверждения документы, регламентирующие применение исламских принципов финансирования (ИПФ) в Кыргызстане. Координатором выполнения указа был назначен заместитель руководителя администрации президента. А Нацбанк утвердил ряд нормативных актов, одним из которых является положение о создании шариатского совета для «определения соответствия продуктов и договоров банка принципам шариата».
«ЭкоБанк» начал внедрять ИПФ в марте прошлого года. С тех пор он профинансировал более сотни клиентов.

- Исламское банковское дело основано на предписаниях главных источников этой религии – Корана и Сунны пророка, - поясняет заместитель начальника отдела ИПФ «ЭкоБанка» Мурад Гордаев. - Главное отличие исламских принципов финансирования от, так скажем, традиционных – в отсутствии ссудного процента. Вместо ссуд мы выдаем беспроцентные займы. Банк входит в долю на прибыль финансируемого или создаваемого предприятия. Также осуществляется торговая деятельность, связанная с покупкой и последующей продажей клиенту актива или товара. В договорах нет неопределенности. К тому же мы стремимся расширить спектр услуг, основанных на исламских принципах финансирования. На сегодня уже разработана политика привлечения вкладов.

- И кто может обратиться в ваш банк за услугой по линии ИПФ?
- Любой желающий: мусульманин, христианин, еврей… Вероисповедание здесь абсолютно не имеет значения. Главное, чтобы финансируемая деятельность не противоречила нормам шариата: это не должен быть алкогольный или игровой бизнес и тому подобное. Кстати, многие люди заблуждаются, полагая, что исламские принципы финансирования подразумевают благотворительность. Беспроцентно не значит бесплатно! Банк прежде всего делает собственный бизнес…

- Не считаете обоснованными опасения людей, которые заявляют о том, что ИПФ создают угрозу светскости кыргызского общества?
- А что, есть и такие? Абсолютно с ними не согласен. Я не хочу оскорбить последователей других религий, но многие мусульмане в нашей республике ждали появления банка, который займется внедрением исламских принципов финансирования. Наш банк начал внедрять этот проект первым в Центральной Азии. Он действительно способствует привлечению в Кыргызстан инвесторов из стран исламского мира, но угрозы для общества я в этом не вижу.
В числе «таких», с которыми не согласны в «ЭкоБанке» (точнее, даже во главе них), – глава Ассоциации политологов Кыргызстана Нур Омаров. Он не отрицает очевидного преимущества ИПФ, которое заключается в отсутствии процентной ставки на кредит. Но одним из очевидных же недостатков этих принципов называет их «непрозрачность», которая исключает возможность контроля государственных органов за финансовыми потоками.

- Опять же, известна достаточно негативная реакция по отношению к исламским принципам финансирования со стороны большинства западных стран, которые рассматривают их как один из источников финансирования терроризма, - напоминает Омаров. – Получается, что мы ведем двойную игру: с одной стороны, пытаемся построить демократическое государство, с другой – вводя ИПФ, мы становимся в один ряд со странами, которые в глазах мирового сообщества так или иначе поддерживают терроризм.

- Но тот же Жапаров приводил в пример Великобританию и другие развитые европейские страны, где наравне с общепринятыми практикуются и исламские принципы финансирования…
- Не секрет, что Великобритания является рассадником исламского радикализма, потому что именно в Лондоне находится много разного рода штабов экстремистских организаций. В этой связи приводить в пример Великобританию, на мой взгляд, не совсем корректно. А что касается нашей страны… В свете последних заявлений спецслужб США о том, что Центральная Азия является одним из очагов мирового терроризма, внедрение у нас банковских принципов исламского мира действительно способно привести к внесению Кыргызстана в «черный список» стран.

- А вы можете назвать конкретные государства, которые заинтересованы в «привитии» у нас исламских принципов финансирования?
- Я не стал бы утверждать, что какие-то страны стремятся нас «завербовать», навязав Кыргызстану ИПФ. Инициатива скорее исходит с нашей стороны, возможно, чиновники пытаются таким образом решить проблему большого внешнего долга и ликвидировать другие финансовые трудности. Они изучают опыт Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии…

Я уже неоднократно говорил, что с 2005 года Кыргызстану пытаются навязать модель, условно говоря, исламского государства. Это доказывают попытки удалить из УК статью, предусматривающую наказание за многоженство, из Конституции – понятие светского государства, введение исламских принципов финансирования и масса других «мелочей», которые, дополняя друг друга, заставляют понять, насколько серьезна проблема. На мой взгляд, местные чиновники даже толком не изучили плюсы и минусы ИПФ, решив повернуть республику на этот путь.

- Что, по-вашему, движет ими в первую очередь: желание понравиться исламскому миру или все-таки стремление разнообразить доступ кыргызстанцев к финансовым ресурсам?
- Думаю, и то и другое. Скорее всего, некоторые наши государственные мужи контактируют с представителями стран исламского мира, поэтому, разумеется, имеет место лоббирование конкретных интересов.

Председатель Национального банка Марат Алапаев недавно сообщил в ЖК, что к сегодняшнему дню в Кыргызстане по исламским принципам финансирования осуществлено сделок на 108 миллионов сомов. В настоящее время готовится пакет документов, которые позволят работать по ИПФ и другим коммерческим банкам, кроме «первопроходца».
Словом, выбор остается за клиентом, который, как известно, всегда прав. Что там кумекают вышестоящие лица, налаживающие контакты с исламским миром, простым смертным знать не дано. Политика – дело темное, финансовая политика темна вдвойне. Но прежде чем принять решение, всегда полезно взвесить все «за» и «против».

Вероника Шефнер.

www.madein.kg

Теги: Бизнес   
По теме