Культура
 
18.10.2012Гульбара Толомушова: Кыргызскому кино нужны новые имена

Гульбара Толомушева

Известный киновед Гульбара Толомушева поделилась с корреспондентом madein.kg своими размышлениями о текущем состоянии отечественного кинематографа.

- В Кыргызстане за годы независимости выросло новое поколение кинорежиссеров. Понятно, что их нельзя сравнивать с мастерами советского периода, и все-таки, кого из молодой плеяды могли бы отметить?

- Такие мэтры как, Геннадий Базаров, Болот Шамшиев, Толомуш Океев, Мелис Убукеев, Альгимантас Видуригис, Динара Асанова и другие режиссеры работали для всего СССР. Тогда на киноискусство существовал высокий спрос, была другая планка. После развала Союза масштабы отечественного кинематографа значительно снизились. Появились другие приоритеты, новые темы. Режиссеры 90-х стали показывать своеобразие кыргызского уклада жизни, больше выражали свой внутренний мир, искали свой путь. Отечественное кино во многом стало авторским.

Сегодня, отвечая на ваш вопрос, о молодом поколении кинорежиссеров, я с уверенностью могу сказать, что это -Айгуль Баканова. То, что сумела сделать она на сегодняшний день в истории кыргызского кино еще никто не достиг. Айгуль Баканова - выпускница Лондонской киношколы. Ныне она находится в парижской “Резиденции”, куда была отобрана из множества претендентов. Ее дипломная работа короткометражный фильм «Песня дождя» или “Жамгыр” была представлена в Бишкеке в июне 2011 года. Она очень серьезная, глубокая девушка и я верю в нее. Я уверена, что кыргызскому кино нужны новые имена.

- В последние годы Кыргызстан называли страной короткометражных фильмов. Картин действительно стали снимать больше и чаще, но когда по-вашему, их количество перерастет в качество?

- Сегодня, Кыргызстан так себя не позиционирует. В 2010 году Садык Шер-Нияз на одном из наших заседний произнес этот слоган и его подхватила пресса. Он провел исследование, и сделал следующий вывод: “Полнометражных фильмов, созданных после распада СССР и получивших международное признание можно пересчитать по пальцам. А вот призы на фестивалях наших короткометражных лент очень много. На мой взгляд, мы должны поддерживать не одного режиссера с полнометражным проектом, а делить деньги на несколько короткометражных фильмов. Потому что любое короткометражное кино создается как искусство. Возможно, что тогда из большого количества можно выбрать несколько полноценных фильмов». И, пока Кыргзстан движется именно таким путем. Но я очень надеюсь, что количество наших картин когда-нибудь перерастет в качество.

- Как по-вашему, можно ли вернуть вернуть былую славу кыргызского кино?

- А слава никуда и не уходила. Она была, и есть, и надеюсь, будет. Повторюсь, просто в годы независимости приоритетным направлением нашего кинематографа стало авторское кино, в котором режиссеры отражают свое внутреннее мировоззрение. Только в последний год у нас появилось немало коммерческих фильмов. Некоторые соотечественники быстро смекнули, что на невзыскательных запросах публики можно сделать быстрые деньги. Я не утверждаю, что это однозначно плохо, возможно, что даже из этого опыта мы перерастем на другой позитивный уровень.

 -Вы были экспертом на последнем фестивале «Бир дуйно». Один из фильмов «Я – гей, я - мусульманин», вызвал неоднозначную реакцию общественности, и был запрещен к показу. Ваше отношение к подобным фильмам, в том числе к скандальному ролику «Невинность мусульман»?

- На мой взгляд, такие вещи лучше просто игнорировать, так как они просто будоражат общество, вызывая негативные эмоции публики. Лично я отрицательно отношусь к пропаганде «голубого движения».

- Ваши впечатления о кинофоруме «Золотой гепард», проходившем в Ташкенте?

- В этом году мне не удалось там побывать, но могу поделиться впечатлениями о кинофоруме прошлого года . Меня тогда очень впечатлил размах фестиваля и уровень его организации, который проходит под патронажем Гульнары Каримовой. Она очень много делает для продвижения имиджа и культуры своей страны. Признаться, мне всегда нравилось узбекское гостеприимство и их уважение к своим традициям. Насколько мне известно, в нынешнем году к показу на «Золотом гепарде” был отобран фильм нашего режиссера Нурлана Абдыкадырова «Бабье лето» и тамошняя публика его неплохо приняла.

 - В чем принципиальная разница нашего кино от кинематографа соседей? Стоит ли нам выбрать какую-то модель для ориентира?

-Мы все, несмотря на то, что были частью огромной страны, сегодня живем в разных мирах. У кыргызстанцев другая жизнь другие проблемы, но, несмотря на все трудности, мы очень динамичны и все делаем быстро. Наши люди более целеустремленные... Безусловно, что даже наши революции наложили опечаток на кино. Каждый идет своим путем. В отношении российского кино, то сегодня у них в киноиндустрии много депрессивного, панического состояния. Но если честно, эти фильмы отражают ту действительность, которая сейчас там царит...

Когда я была на кинофестивале мусульманского кино в Казани там была представлена картина российского режиссера таджикского происхождения Фархада Абдуллаева «Презумпция согласия», которая меня очень впечатлила. Она правдиво отражает ту ситуацию, которая сейчас существует с мигрантами. Например, если ты не русский человек, но хорошо образован и знаешь свое дело, только тогда только к тебе проявляют уважение в другой стране с другой ментальностью.

-Тема миграции очень востребована в последние годы. Не избежал этой участи и кинематограф. А как наши соотечественники реагируют на эти фильмы?

 -По разному. Знаете, я очень часто летаю на различные кинофестивали, и в самолетах соседствую с нашими гастарбайтерами. С радостью отмечаю, что благосостояние народа растет, ведь они могут позволить себе полеты из Бишкека в Москву и обратно. Мне действительно небезразлично как они живут, и яочень хочу, чтобы мои соотечественники думали не только о заработках, но и не забывали о пище духовной. Пока, к сожалению, они находясь в просвещеннхы городах России, они практически не выделяют время для культурного досуга. А ведь это обогащает человека и делает его лучше и чище. Всех денег не заработаешь, а через культуру и образование, я уверена, можно возродить духовный и нравственный потенциал нашего народа.


Бактыгуль Бокоева.

Фото редакции.

madein.kg

Теги: Кино   Персоны   Культура    
По теме