Культура
 
02.11.2008Аксиология Айтматова. Эксклюзивные архивные данные из личного архива семьи великого писателя.

Чингиз Торекулович Айтматов, как ученый, наделенный высоким званием академика Национальной академии наук Кыргызской Республики, как писатель и философ, имеющий мировое признание в своих литературных поисках и научно-художественных исследованиях, прежде всего аксиолог, то есть ученый-мыслитель и писатель-гуманист с максимально серьезным и ответственным отношением к проблеме ценностей, всей своей деятельностью способствующего обеспечению аксиологии полноценного ученого статуса.

В этом аспекте, его всегда и вполне заслужено относили к когорте именитых академиков, а его труды, безусловно, воспринимались как научный контекст, научное предостережение, научное мировоззрение. Именно поэтому за его произведения писателю неоднократно присуждались государственные премии. Хотя сам писатель признавался: «Я не ученый и даже не писатель-фантаст, но мне необходим был пласт, чтобы с космических высот посмотреть на то, что происходит «внизу».

Сегодня многие деятели мировой науки и культуры не без основания утверждают о том, что на рубеже XX и XXI веков во всем мире развернулась широкомасштабная «семиологическая война», в ходе которой целенаправленно разрушаются людские ценности и идеалы. Когда речь заходит об аксиологической характеристике основных литературных произведений Чингиза Торокуловича, то основные черты конструктивной аксиологии писателя – это, с одной стороны, историзм и понимание необходимости постоянного обновления ценностей в ходе развития цивилизации, а с другой стороны, привлечение художественного, то есть образно-интуитивного творчества, религиозно-мифологического знания, а также научно-философских выкладок.

В честь 80-летия академика Чингиза Айтматова, 25 октября текущего года в Национальной академии наук Кыргызской Республики прошла юбилейная сессия «Аксиология Айтматова» проводимая в рамках Международного форума «Ч.Айтматов и современность», на которой присутствовали академики НАН КР, ученая элита из Казахстана, России, Татарстана, Азербайджана и Турции. Выступления участников были неординарными. Каждый докладчик пытался высказать не только свое мнение о произведениях великого писателя, анализировать их, но и вспомнить яркие события из жизни писателя и его семьи. Об этих интересных фактах мне и хотелось бы сегодня рассказать.

С болью в сердце

«Чингиз Торокулович Айтматов – писатель мирового масштаба, его произведения переведены, издаются и переиздаются на более чем 170 языках мира. Они заняли свое место в сокровищнице мировой литературы, а сам писатель является национальным достоянием кыргызского народа, - отметила в своей речи президент Национальной академии наук, Кыргызской Республики, академик Шарипа Жоробекова.

«С болью в сердце вспоминаю последнюю наших академических ученых еще при жизни ставшим легендарным писателем, состоявшуюся 22 января 2008 года в Малом зале НАН КР. Он тогда с чувством гордости на родном языке сказал: «Аяздуу суук кыштын кунундо чакырып, маек куруп жатканыныздарга мен абдан ыраазымын. Руханий жакын, уюткулуу академиянын мога конул бурганына, Шарипа, карандашым, Сизге рахмат. Академия биздин уй, озубузге тийиштуу, менин да буга тиешем чон. Бугунку жолугушуунун маанисин ото белгилеп, баардык функциялардан ушуну болоор элем. Илим онурун алдыга жылдырып, онуктуро алабыз, ал ушул жерде отурган илимпоздор сиздердин колунуздарда. Жашоодо баардыгы илим, билимге байланыштуу». Его слова и сегодня звучат как обращение – вдохновение ученым» - заключила Шарипа Жоробековна. Переводом, не всегда можно передать все чувства какими были сказаны эти слова великого писателя, поэтому оставляю речь Айтматова так как есть.(прим. авт).

Быть или не быть

Академик Турар Койчуев, всегда отличался своей неординарностью. Вот и теперь он считает, что в мире существует культ Айтматова, но это тот случай, когда культ не подавляет и не унижает человека, а влияет на его позитивное развитие и возвышает человека, наполняя его душу светом и чувствами, раздумьями о предназначении человека. Потому что каждое яркое создание Чингиза Айтматова построено на накале высоких страстей – столкновения добра и зла, радости и трагедии, любви и измены, долга и предательства, справедливости и ее отсутствия, правды и ложи, честности и обмана, великодушия и жестокости – ставя перед читателями вечный гамлетовский вопрос: Быть или не быть.

Триумф и трагедия Торокула Айтматова

Вице-президент НАН КР, академик Владимир Плоских приоткрыл тайную завесу об отце великого писателя, которая долгое время хранилась в архивах КГБ под грифом «совершенно секретно».

Чингиза Торокуловича с полным основанием можно назвать художественным летописцем эпохи. Это – гуманист XX века. Совесть кыргызского народа и естественно его судьба неразрывно связана с судьбой его отца. Не только при жизни отца, но и после его смерти. Черное неправедное клеймо сына «врага народа» отразилось на судьбе Чингиза Айтматова, ставшего сиротой в 10 лет. Сына, ничего не знавшего почти полвека о кончине отца, гонимого, но не потерявшего надежды узнать о судьбе отца и описавшего не раз трагедии безвинно репрессированных в годы сталинского тоталитаризма.

Поистине трагической фигурой, абсолютно необоснованно связанной с так называемой контрреволюционной Социалистической – Социал-Туранской партией, оказался его отец – бывший второй секретарь Кыргызского обкома Торокул Айтматов. Ещё два десятилетия тому назад ничего не было известно о его последних днях. «Отец, я не знаю, где ты похоронен…». Эти горькие слова большого писателя, предпосланные эпиграфом к повести «Материнское поле», вновь всколыхнули людское внимание весной 1991 г., когда было вскрыто место погребения жертв сталинского молоха – у подножия курортного местечка Чон-Таш.

Среди 138 останков было и тело Торокула Айтматова и единственным документально подтверждаемым служило то, что в нагрудном кармане плаща оказался простреленный пулей письменный приговор казненному.

Как прошли последние дни бывшего секретаря Киргизского обкома партии, слушателя Института Красной профессуры Торокула Айтматова? Об этом свидетельствуют ранее абсолютно засекреченные архивы НКВД – КГБ. После августа 1991 г. наступили иные времена, и трем историкам Академии – К.К. Каракееву, С. Табышалиеву и мне было позволено одним из первых ознакомиться с архивами бывшего КГБ. Академику Владимиру Плоских выдали следственное дело № 4418 по обвинению Торокула Айтматова – как было записано – «одного из активных участников вскрытой в Киргизии контрреволюционной организации СТП…».

Как все начиналось?..

1 декабря 1937 г. заместитель Внутренних дел СССР комкор Н. Фриновский (тот самый, который вскоре подпишет ордер на арест великого поэта Осипа Мандельштама) вручает некоему Гусеву ордер «на производство ареста и обыска Айтматова Торокула, адрес: ул. Воровского, д. 25, кв. 15». Айтматов жил в то время в Москве, был слушателем Института Красной профессуры. А арестовали его по запросу наркома НКВД Киргизской ССР полковника Лоцманова.

Уже в самом запросе было заложено обвинение. Цитирую: «Айтматов Торокул, 1903 г. рождения, кыргыз, уроженец Кировского района Киргизской ССР, происходит из семьи крупного бая-манапа, член ВКП(б), грамотен, не судим.
1) Является видным деятелем вскрытой и ликвидированной контрреволюционной националистической «Социал-Туранской партии» в Киргизии, ставившей своей целью вооруженное свержение советской власти и создание буржуазно-националистического государства под протекторатом Англии.
2) В своей практической работе по заданию руководящего центра контрреворганизации проводил широкую вредительскую деятельность в области народного хозяйства Киргизии…». – Конец цитаты.

Т. Айтматова препровождают из Москвы в Киргизию. 14 января 1938 г. он уже во Фрунзенской тюрьме, где ему предъявляют официальное обвинение, на основании которого он привлекается к уголовной ответственности по статье 58, пунктам 1,2,4,10,11 УК.

Его допрашивали младший лейтенант госбезопасности Климанов и сотрудник Трубников. Первый протокол допроса датируется 16 января 1938 г. Видимо, Т. Айтматов был предварительно соответствующим образом «обработан», так как сразу же стал, как пишется, «давать показания» и «признал свою вину». Каждая страница протокола завизирована измученной рукой Торокула Айтматова, в каждом слове чувствуется не искреннее признание обвиняемого, а жестокая, запрограммированная схема следователя.
Далее – цитирую документ:

«Вопрос: расскажите о вашем участии в контрреволюционной националистической организации.
Ответ: в контрреволюционную националистическую организацию я был завербован в 1926 г. в городе Караколе, в период моей работы секретарем Каракольского окружкома ВКП(б)… С этого времени мне стало известно, что наша контрреволюционная националистическая организация поставила своей целью отторжение Киргизии от Советского Союза и образование самостоятельного буржуазно-националистического государства путем вооруженного восстания – вооруженное свержение советской власти».

Рассказал Т. Айтматов и о своем «вредительстве». Настолько неправдоподобно звучат показания, что сразу видно: сделаны они под диктовку или записаны самими следователями, людьми недалекими. Вчитаемся в эти так называемые признания: цитата: «мною насильственным путем вытеснялись с поливных земель рис, бахчи, огороды и вместо них засевался хлопок». Чувствуется: без насилия и угроз со стороны арестованный не мог придумать нечто подобное, потому что оно никак не вязалось с реалиями жизни. Ясно: это плод воображения малограмотных следователей.

Опять цитата так называемого «признания»: «В 1932 г. по моему заданию Рахмановым (руководитель узбекского национального театра в Оше) была написана и протащена на сцену пьеса «Рапорт с юга», насыщенная и пропитанная контрреволюционным националистическим содержанием, восхвалявшая ныне разоблаченных врагов народа членов нашей организации Абдрахманова и Уразбекова как вождей Киргизской республики. Эта пьеса по моему же указанию была поставлена в Киргизском национальном театре г. Фрунзе».

Т. Айтматов был образованным интеллигентом и, конечно же, сам лично, без насилия и угроз со стороны, не мог придумать подобную несуразицу.
Айтматов на допросах «признавал» связь с теми контрреволюционерами, которые уже были арестованы и уже сознались. Несмотря на настойчивые уговоры выдать сообщников и рассказать о контрреволюционной деятельности в Москве, он отвечал категорически отказом: «В Москве я никакой контрреволюционной работы не вел». Ни одного имени с «воли» он не назвал, ни один человек по его вине не был арестован. В деле фигурировали фамилии уже арестованных, так называемых «врагов народа».

3 и 4 ноября 1938 г. Торокула Айтматова знакомят с обвинительным заключением по следственному делу № 4418. Этот кощунственный документ типичен в своем роде и почти по трафарету дублирует подобные официальные бумаги из других следственных дел.

Опять цитата: «Органами НКВД Киргизской Республики ликвидирована антисоветская, националистическая, террористическая, диверсионно-вредительская организация, существовавшая в блоке с правотроцкистской террористической организацией.
Указанная организация, так называемая «социал-туранская партия», ставила целью путем вооруженного восстания, террора, вредительства и диверсии добиться свержения советской власти, отторжения Киргизии от Советского Союза и создания буржуазно-националистического государства с ориентацией на Англию» (раньше речь шла также о Японии).

5 ноября 1938 г. состоялось закрытое судебное заседание выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР. Председательствовал бригвоенюрист Алексеев, члены – бригвоенюрист Зайцев и военюрист 1 ранга Болдырев, секретарь - военюрист 1 ранга Батнер. Этот состав суда вынес приговоры и всем остальным репрессированным и казненным 5-8 ноября 1938 г., чей прах ныне покоится в Ата-Беите.

Обратим внимание на стремительно калейдоскопическую хронику последующих событий: менее чем за час осуждение и казнь невинного человека.

Заседание суда открылось в 23 часа 05 минут. В зале находились лишь судьи да обвиняемый, свидетелей не вызывали. Торокул Айтматов заявляет, что «виновным себя не признает и от своих показаний на предварительном следствии отказывается».

В последнем слове подсудимый просит вынести справедливый приговор, и суд удаляется на совещание. В 23 часа 25 минут оглашается приговор. Всего 20 минут потребовалось судьям, чтобы определить человеческую судьбу: приговорить «Айтматова Торокула к высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией всего лично принадлежащего ему имущества».

До конца 5 ноября 1938 г. оставалось 35 минут. Этого оказалось достаточно для того, чтобы приговор привести в исполнение. Здесь же в деле справка под грифом «секретно»: «Приговор о расстреле Айтматова Торокула приведен в исполнение в гор. Фрунзе 5 ноября 1938 г.».
Прошу обратить внимание на уточнение: по справке, он расстрелян не в Чон-Таше (как обычно считают), а в г. Фрунзе. Только затем тела казненных были вывезены в Чон-Таш – место их погребения.

Жене и сыну Ч. Айтматову правду о его кончине скрывали многие десятилетия. Стоит привести еще три документа: как скрывалась эта правда.
Ходатайство от его жены Нагимы Айтматовой.

Москва, Наркому т. Л.П. Берия.
… По сведениям, полученным мной из НКВД Киргизской ССР, мой муж в ноябре 1938 осужден тройкой на 10 лет с высылкой на Дальний Восток без права переписки. Кроме вышеуказанных, никаких сведений о муже не могу получить, и его судьба мне совершенно неизвестна, жив он или нет. Так как в последнее время многие лица, обвиненные как враги народа, оказались невиновными, я решила обратиться к Вам и прошу пересмотреть дело моего мужа.
1939 год, 24 октября.

Ответ:
Начальнику Кировского РО НКВД Киргизской ССР
Объявите гражданке Айтматовой Нагиме, …что ее муж осужден правильно и выслан в дальние лагеря без права переписки.
Начальник 1-го спецотдела НКВД Киргизской ССР
лейтенант госбезопасности Саков
22 ноября 1939 г.

Письмо сына – Чингиза Айтматова (уже после развенчания культа личности Сталина):
Главному военному прокурору СССР
… Вот уже 20 лет мы не имеем никаких вестей о судьбе отца, не знаем, жив он или нет, когда осужден, кем осужден, не знаем, действительно ли он виноват перед Родиной?.. Мы с нетерпением ждем сообщения об участи отца.
… нам важно добиться истины и, если отец не виновен, восстановить его и нашу незапятнанную часть…
Айтматов Чингиз
15 июля 1956 г.
Киргизская ССР, с. Чон-Арык

Истина открылась спустя еще многие годы.

А в те трагические 1937 – 38 годы были уничтожены фактически все первые слои национальной интеллигенции и политической элиты.
Уже после посмертной реабилитации, уже в суверенном Кыргызстане был возведен Мемориал-памятник репрессированным в 1938 г. Имя этому памятнику – Ата-Беит (перевод: отцовская могила) – дал сам Чингиз Торокулович Айтматов. Здесь же нашел свое последнее пристанище в нынешнем году и сам знаменитый писатель, чья звезда ярко сияла на мировом небоскребе писательского творчества.

 Нагима Айтматова

Нагима Айтматова (в девичестве Абдувалиева) родилась в городе Караколе. Ее родители уроженцы села Кукмор (Татарстан) переехали туда еще в царское время. В Караколе и познакомились и поженились Нагима и Торокул, работали вместе в обкоме партии. Довольно неожиданный резонанс среди участников сессии вызвал доклад директора краеведческого музея (теперь уже пгт. Кукмор Республики Татарстан) Лябуды Давлетшиной. Она специально приехала в Бишкек, чтобы лично вручить академику Ильгизу Айтматову схему генеалогического древа со стороны Нагимы. Так неожиданно открылась еще одна тайна семьи Айтматовых. Как оказалось, род Абдувалиевых очень древний и исходит от именитого купца Татарстана Хамзы Абдувалиева, поставлявшего товары самой императрице Екатерине-II. Давлетшина подарила несколько книг о Татарстане Национальной академии наук.


Дар Божий


Что такое гениальность? Это один гениальности и 99 процентов труда. Что такое талант? Это Божий дар, данный человеку от рождения и его получил Чингиз Айтматов. Из воспоминаний брата великого писателя, академика Ильгиза Айтматова. Мой отец был
слушателем Института Красной профессуры в Москве и мы жили вместе с ним в семейном общежитии на улице Воровского, 25 в двухкомнатной квартире.

Чингиз ходил в школу, которая располагалась ближе всего к дому. К сожалению, я не помню номера. Нас воспитывали в духе патриотизма, на примерах героев. Розу или Розетту по документам, они назвали в честь французской революционерки. Когда в Москве родились близняшки, родители назвали мальчика Рево, а девочку Люцией, вместе их имена звучали «революция». Так как Рево постоянно болел, его забрала к себе бабушка - папина мама. Рево умер в младенчестве. Каждое лето мы отдыхали в Подмосковье, где родители снимали домик. Так как нас воспитывали еще и в строгости, то я не помню шалостей, но то, что Чингиз был лидером в играх – это точно. В августе 1938 года, мама собрала нас и сказала, что мы едем домой в село Шекер Таласской области.

Мне было пять лет и я не совсем понимал всей трагедии. Мы не удивились, а даже обрадовались путешествию на поезде. Остановились мы у дяди Аымкула, старшего брата отца. Он в то время работал председателем сельского совета, но вскоре его арестовали и нас взяла к себе младшая сестренка отца тетя Каракыз. Школа в селе Шекер была маленькая, учителей не хватало, тогда мама решила переехать в село Кировка, чтобы мы получили хорошее начальное образование. Чингиза приняли в четвертый класс.

Тогда он впервые написал сочинение о пограничнике и его подвигах с врагами. Его сочинение так понравилось учителям, что они читали его во всех классах. Думаю, это было началом великого писательского пути. Арест отца, дяди сломили и так слабое здоровье мамы. Помню единственный слушай, когда Чингиза ругали. Это случилось во время войны. Он сбежал с мальчишками на фронт, чтобы бить фашистских захватчиков. Перехватили их в Ауле-Ате (ныне Джамбул), где они приставали к солдатам едущим на фронт с просьбой забрать и их. У Чингиза практически не было детства, в четырнадцать лет он уже пошел на работу, чтобы прокормить семью. Вот, пожалуй, и все.

Записала Нурия Шагапова.

www.madein.kg

Теги: Общество   Персоны   Культура    
По теме