Экономика - Финансы
 
22.05.2020В Кыргызстане разрешили дистанционное банковское обслуживание клиентов

Курс на цифровизацию объявленный Президентом КР и пребывания в условиях чрезвычайного положения подтолкнули многие государственные структуры разработать нормативные документы разрешающие использование информационных технологий для получения определенных услуг на дистанционной основе.

Одним из первых новшеств принял Национальный банк Кыргызской Республики. Постановлением правления от 13 мая 2020 года за № №2020-П-12/27-1-(НПА) утвержден «Порядок идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме», тем самым дан старт банкам обслуживать клиентов, на совершенно новых условиях. 

Отныне, вышеуказанным документом разрешено обслуживать клиентов без необходимости их прихода в финансовое учреждение. Конечно, в связи с наличием рисков не все операции разрешены, и даже установлены максимальные пределы сумм для определенных банковских операций. 

Такое нововведение можно приравнять к революции в области банковских отношений. Все о чем мы говорили более десяти лет становится реальностью. Теперь дело за самими банкирами. Каждый банк с учетом рекомендаций НБКР будет внедрять новшество в зависимости от своих возможностей. 

Основная особенность данных нововведений заключается в предоставлении возможности банкам осуществлять идентификацию и верификацию клиентов посредством их фотографий или видеосвязи. Клиенты, находясь дома или даже пребывая зарубежом, могут совершать разрешенные операции. К примеру, отныне они будут иметь возможность осуществить перевод в целях оплаты товаров и услуг между физическими лицами, оплату любой государственной услуги или в пользу бюджета, пополнение и погашение электронных денег, даже получение наличных денежных средств и кредитов. 

Естественно любое новшество предполагает наличие рисков, об этом в своем документе подчеркивает регулятор и просит обратить на это внимание. Ведь финансирование терроризма, легализацию преступных доходов, уход от уплаты налогов, а также использование технологий в мошеннических действий или на продажу запрещенных товаров никто не отменял, соответственно банки должны предпринять повышенные меры для недопущения наступления таких рисков. В частности, НБКР в качестве возможных рисков указывает следующие:

подлог данных – когда чужое лицо может представить документы за клиента Банка;

• представление устаревших (неактуальных) данных - когда лицо может предоставить старые паспортные данные;

• идентификация под давлением третьих лиц (под принуждением) - когда клиента заставляют другие лица совершить операцию.

Помимо указания рисков надзорный орган также представляет свои рекомендации, но они не являются исчерпывающими и каждый банк должен представить свою адекватную систему внутреннего контроля.

Кроме этого, клиентов будет интересовать кибербезопасность при использовании информационных технологий. В этом плане критически важно вкладывать ресурсы в усиление информационной безопасности и повышения компетенции соответствующих сотрудников банка. Ведь вместе с развитием технологий также расширяются и криминальные технологии у различных мошенников. Однако, откровенности ради необходимо подчеркнуть об ответственности самих клиентов. Важно быть максимально бдительным и не распространять реквизиты своего счета, полученных пин-кодов и паролей, а также не раскрывать персональные данные третьим лицам даже если они представляются сотрудниками банков или государственных органов.


Таким образом, в очередной раз подтверждается, что банковский сектор является одним из образцовых секторов Кыргызской Республики и лидером во внедрении современных технологий при обслуживании клиентов, облегчая и создавая условия для оперативного использования банковских услуг. Более того, Национальный банк КР также проявил свою прогрессивную позицию среди всех государственных субъектов и взял на себя смелость предложить такие продвинутые новшества, которые направлены на решения самых актуальных задач стоящих перед обществом.


Акылбек Джунусов, специально для madein.kg

madein.kg



Теги: IT технологии    Банки   Банковский сектор   Нацбанк   
По теме