О Кыргызстане
 
26.02.2009Бибисара Бейшеналиева. Свет немеркнущей звезды

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова, Бибисара Бейшеналиева еще при жизни стала легендой кыргызского балета. Она была первой балериной Кыргызстана и более трех десятилетий ее имя олицетворяло рождение и утверждение профессионального искусства хореографии, стояла у истоков балетного искусства республики. Сегодня лишь немногочисленные кадры кинохроники фильма-балета "Чолпон" воссоздают образ балерины.

Ее любили за талант, красоту и человечность. Своими воспоминаниями о балерине поделились самые близкие ей люди.

В начале 1900 года молодая чета Бейшеналиевых - родители будущей балерины переехала из Джумгальского района в Воронцовку - красивое село расположенное недалеко от столицы. Семья жила на окраине, в небольшом домике. Здесь в апреле 1926 года родилась девочка с голубыми глазами. Ее назвали Бибисара, но близкие ласково звали ее Гёко от сокращенного "синеглазка". Хотя потом цвет глаз у нее изменился, это имя прочно закрепилось за ней. Даже сегодня земляки называют ее не иначе как "наша Гёко". В Воронцовке маленькая Бибисара впервые села за школьную парту.

Закулисное детство

Какие-то события детства связанные с мамой я уже не помню, а что-то запечатлелось в моей памяти на всю жизнь, - рассказывает сын великой артистки Эрмек Бейшеналиев. Мой отец композитор Ахмат Аманбаев был первым и единственным супругом мамы. Семьи распадаются и у простых людей, поэтому в том, что не сложилась жизнь у моих родителей, я не вижу ничего особенного. После развода я остался с мамой. Все мое детство прошло в театре. Она брала меня с собой и на гастроли. В начальных классах, наши занятия проходили во вторую смену, поэтому вместе с мамой по утрам я приходил в театр. В ее гримерке делал уроки, обедал и шел в школу. В старших классах я уже один оставался дома. Из своих поездок мама всегда привозила мне подарки. Например, из Польши в начале 60-х она привезла мне джинсы. Тогда о джинсах мало кто знал, а у меня они были на зависть всем моим друзьям.

Мы с мамой любили праздники, потому что все торжественные мероприятия проходили на день раньше. В праздничный день мы с мамой устраивали грандиозную генеральную уборку. Я мыл полы, а она окна. Потом мы с ней готовили обед и я ей помогал. Мама любила вкусно поесть, и самым ее любимым блюдом была домашняя лапша из муки второго сорта. Никакой другой муки, в том числе и растительного масла мама не признавала. Все готовилось на топленом масле. У нее был особый рецепт приготовления мант и борща. К нам любили приходить в гости родственники и ее коллеги.

Спрашиваете какая была она мама? Веселая, добрая и с огромным чувством юмора. Помню однажды, на 1 апреля, она обзвонила всех жен и подруг местной элиты и задавала им один и тот же вопрос: "Ты "Чалкан" читала? - А что там? - спрашивали они, - да так, ничего", - многозначительно отвечала мама и клала трубку. ("Чалкан" - сатирический журнал на кыргызском языке. Прим. автора.) Но видно, они очень испугались, что там появилась какая-то колкая статья про них или их мужей, поэтому через час все журналы в киосках, даже старые, были раскуплены. Потом к нам посыпались звонки: "Послушай, - спрашивали они маму, - что там такое было написано и в каком номере?" Мама отвечала: "Да ничего особенного, я просто так спросила". Из редакции ей позвонил редактор "Чалкана", я не помню его фамилии, он был очень удивлен ажиотажем, который начался вокруг его журнала. Мама посмеялась и сказала ему, что просто сделала для него рекламу.
После окончания школы я решил поступить в милицейскую академию, потому что мечтал стать сыщиком. Мама не видела во мне задатков ни танцора, ни певца, поэтому спокойно приняла мое решение. В 1960 году отец женился. Мама о замужестве не заговаривала.

Правда однажды, она призналась мне, что ей делал предложение Чингиз Айтматов, но она ему отказала. Я не спрашивал ее почему, хотя видел, что между ними существует большое чувство. Это была их личная жизнь. В день похорон мамы на гражданской панихиде Чингиз Торекулович сказал: "Нас связывало с ней тепло наших сердец". Было ли это открытым признанием в любви или действительно, это было дань уважения к великой балерине, открывшей по-новому образы его героинь? Я не знаю.

Сегодня 17 мая считается официальным Днем ее рождения, но на самом деле она родилась 8 апреля, а дату исправила сама при получении паспорта. "Сынок, я хочу, чтобы у нас с тобой был один общий праздник, - сказала она мне". С тех пор мы справляли свои дни рождения вместе, а ее я дополнительно поздравлял и 8 апреля. Если покопаться в архивах, то, очень возможно, что в какие-то документы подтвердят мои слова.

Ее невозможно было не заметить

О том, как Бибисара попала в Ленинград рассказывает родственница Омуралиева Бейшегуль. В тридцатые годы по всей стране начался небывалый рост социальной, экономической и культурной жизни. Для творческого подъема, открытия и рождения новых театральных жанров стране нужны были свои кадры, и братским республикам помогала Россия.

Ленинградское хореографическое училище занималось подготовкой специалистов, поэтому, сотрудники училища разъезжали по необъятной стране в поисках талантливых детей. Приехали они и в воронцовскую школу. Разговаривая с руководством, кто-то из приезжих хореографов случайно глянул в окно и увидел группу девочек, которые прыгали в скакалки. Внимание привлекла одна из них. Тоненькая и изящная девочка выделялась из толпы подруг. Это была Бибисара. Ее невозможно было не заметить, и ее первую включили в список будущих воспитанниц. Как бы ни трудно было родителям расставаться с дочерью, но они, прежде всего, подумали о ее будущем. Так десятилетняя Бибисара с группой сверстниц попала в ленинградское хореографическое училище".

Чолпон - утрення звезда

Годы учебы были прерваны началом Великой Отечественной войны. Пятнадцатилетняя Бибисара вернулась на родину. Здесь на сцене кыргызского музыкально-драматического театра она впервые встретилась со своим партнером Ураном Сарбагишевым, который тоже окончил ленинградское хореографическое училище и который впоследствии стал ее бессменным партнером на целых 18 лет. Их первая совместная работа началась над балетом "Чолпон". Именно эта роль раскрыла великое дарование молодой артистки и ознаменовала начало головокружительного профессионального взлета, расцвета уникального таланта Бибисары - утреней звезды.

"Спектакли с участием балерины становились подлинным праздником для поклонников театрального искусства, - вспоминает кинорежиссер Геннадий Базаров. Оставив повседневные дела и заботы, зрители шли в театр, зал заполнялся до отказа. Билеты спрашивали за две остановки, а после спектакля поклонники стремились попасть за кулисы, ждали Бибисару у выхода, чтобы выразить ей слова благодарности. Фанаты знали ее расписание. Ежедневно поджидали балерину на бульваре Дзержинского, когда та шла на работу. На аллее собиралось более сотни людей. Бибисара проходила сквозь строй, который почтительно расступался, и люди считали за счастье, поздороваться с ней.

Пожилые люди, пытались встать со скамеек, но она плавным движением руки останавливала их, ласково кивала им и говорила: "Сидите, сидите". Несмотря на звания, Бибисара Бейшеналиева оставалась простой и доступной для людей. Ее не коснулась звездная болезнь".

"Месть" Бибисары

"Моя партнерша отличалась необычайным трудолюбием, - рассказывает народный артист Кыргызской Республики Уран Сарбагишев. Целыми днями мы работали с ней в балетном зале. Она оттачивала каждое движение, каждый жест, повторяя десятки раз один и тот же элемент. Конечно, мне все время приходилось делать поддержки и поднимать ее.

Однажды мне надоело работать, я устал. Признаюсь, Бибисара никогда не была пушинкой. В театре ни для кого не было секретом, что прима-балерина любила вкусно поесть. Чтобы закончить репетиции, очередной раз подняв партнершу, я бросил ее на пол. Эх, лучше бы я этого не делал! Она такой нагоняй мне устроила, что мне мало не показалось. И перерыва не последовало. Теперь, я, конечно, сожалею об этом. Но что было, то было. Ее фанатичная работоспособность на сцене, высокая требовательность к себе и ко мне, в конечном итоге приучили меня, молодого непоседу к труду и дисциплине. Чтобы танцевать с ней и дальше мне пришлось накачивать мышцы. И это очень мне пригодилось. Однажды я пропустил две репетиции. На третий день, когда я пришел, Бибисара с улыбкой подошла ко мне и сказала: "Я только что специально съела целую чашку лагмана. Поднимать меня тебе придется. Вот так своеобразно она "отомстила" мне за прогулы.

Мало кто знает, что помимо актерского и хореографического мастерства у нее были другие таланты. В труппе ее любили и уважали, а на капустниках и вечеринках она была душой компании. Мы ухохатывались, когда Бибисара пародировала бывшего в то время министра культуры Кулийпу Кондучалову, ее походку, манеры поправлять очки и "вести совещание". Бибисара пародировала не только ее но и председателя Совмина Сакен Бегматову и многих других. Все они об этом знали, но никто на артистку не обижался, потому что Бибисара умела дарить людям радость.

Безусловно, личная жизнь балерины вызывала у многих нездоровый интерес. Но, я не слушал сплетен и ничего сказать плохое про нее не могу. До последнего дня с ней у меня оставались чистые дружеские отношения. Расскажу такой случай. В 1962 году наша труппа была на гастролях в Алма-Ате. Мы с ней играли ведущие роли в спектакле "Ромео и Джульетта". Я - ее партнер не заметил, что она была больна. После спектакля, за кулисами Бибисара упала. Прибывшие врачи измерили ей температуру. У Бибисары она была под сорок". Вот такой, была моя партнерша".

След оставленный на земле

Бибисара Бейшеналиева наоднократно участвовала в декаде музыкального искусства Кыргызской Республики в различных городах Союза, танцевала на самых прославленных сценических площадках мира. Кыргызскую балерину знали и любили за рубежом. В1958 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Бибисаре Бейшеналиевой было присвоено высокое и почетное звание "Народная артистка СССР".

А потом неожиданно врачи обнаружили у нее неизлечиую болезнь. Последние дни примы проходили в онкологии. "Мы снимали документальный фильм, - рассказывает Геннадий Базаров. Я пришел в больницу. Бибисара никого не принимала. Через сиделку я попросил у нее разрешение снять только ее глаза. "Простите, я не в форме", - ответила она. Никакой истерики, никаких слез. Истинно светский ответ интеллигентной женщины. Он тронул меня до глубины души. В соседней палате от такой же болезни умирала моя мать, и мне ли было не знать, как выглядят онкобольные. Через два дня ее не стало".

Трагический путь талантливой балерины оборвался 10 мая 1973 года. Бибисара была самой яркой мегазвездой кыргызской хореографии и своим творчеством оставила на земле и в наших сердцах свой немеркнущий след.

Нурия Шагапова.

www.madein.kg

Теги: Власть   Культура    Персоны   Кино   
По теме