О Кыргызстане
 
02.02.2009Кулибины кыргызской науки

Институт машиноведения Национальной академии наук Кыргызской Республики, как научно-исследовательское учреждение занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями в области машиностроения. Со дня основания, работы по созданию машин для горного дела и строительства, стали для института традиционными. Надо отметить, что институт машиноведения является стратегическим, так как все разработки направлены на развитие отечественного машиностроения, однако сегодня, к сожалению, эти разработки не находят широкого применения на производстве.


С разработками кыргызских ученых решил познакомиться наш корреспондент. Для журналиста – это не проблема. Договариваюсь с руководством и вот, я на месте. В большом экспериментальном зале – эта основная база Института машиноведения, как на настоящем заводе, установлено огромное количество разнообразного оборудования и станков. Работа кипит с утра до вечера. Во все стороны разлетаются искры от сварки. Перекрывая шум, академик, директор института Мурат Джуматаев рассказывает:

- В нашем институте, проводятся работы от по циклу. То есть от идеи до получения результатов. Все задумки, конечно же, начинаются в научно-исследовательских лабораториях, а здесь, на экспериментальной базе, изготавливаются образцы механизмов и машин, то есть идея воплощается в реальность.

- Чем конкретно занимается институт машиноведения?
- Есть направления, которые всегда будут развиваться в Кыргызстане и одним из приоритетных является развитие кыргызской промышленности – это освоение производства машин для горнодобывающей промышленности, металлургии, гидротехнического, гражданского и дорожного строительства, добычи и обработки природного камня. У нас достаточно разработок, которые могли бы уже сегодня выпускаться машиностроительными заводами республики, России и Казахстана. Это дало бы возможность не только значительно сократить закупку аналогичной техники за рубежом, но и выйти на мировой рынок. Потому что наше оборудование, по аналогам, ничуть не уступает, а даже в некоторой степени превосходит зарубежные, как по стоимости, в 2-3 раза ниже, а по производительности мощнее.

Как известно, гидроэлектростанция Камбарата-2 строится на бюджетные деньги. Одним из основных технологических процессов являются буровые работы, они связаны с проходкой многочисленных вспомогательных выработок: водотоком, вентиляцией, энергокоммуникацией, работами проводимыми в самом теле плотины и так далее. Но за выделенные государством деньги далеко не разгонишься. Средств, на покупку дорогостоящего оборудования за рубежом, нет. Чтобы использовалась наша техника, нам пришлось выйти на правительство.

С трудом нам удалось убедить чиновников и теперь, правда только последние два года, там успешно используются буровые и отбойные машины разработанные нашим институтом. Скажу больше. Кыргызстан – горная страна, имеющая сеть автомобильных дорог, которые нуждаются в реконструкции и не только расширении дорожного полотна, но и прокладывания новых путей, при этом необходимо разрушать твердую скальную породу, строить туннели. В настоящее время используются буровзрывная технология. Выполнение этих операций дорогостоящее удовольствие, занимает много времени и, кроме того, оказывает отрицательное влияние на экологическую и сейсмическую ситуацию в горах.

Наши гидравлические молоты типа «Импульс», можно применять в промышленном и дорожном строительстве. Например, при разборке асфальтовых и бетонных покрытий, железобетонных конструкций и фундаментов. Они удобны в эксплуатации, не требуют особых усилий, КПД у них в два раза выше, чем у компрессоров и самое главное они экологически безопасны.

В лаборатории доктора технических наук Есенгельды Бексалова аккуратно на полочках стоят макеты машин с бурильными установками. Себя, ученый относит к основоположникам бурильных установок и с увлечением рассказывает:
«Сегодня «Кумтор» производит добычу золота, но при добыче руды, канадцы используют взрывные работы, что отрицательно влияет на экологию. Однако, нельзя забывать о том, что поблизости расположено большинство ледников формирующих реки Кыргызстана. Отечественные бурильные машины свободно могут быть использованы и при разработке шахт, и при добыче руды, без взрывов. Тихо, эффективно, а главное без экологических последствий. Я сам неоднократно обращался к руководству «Кумтора» со своими предложениями, но они их игнорируют. Наши разработки им не нужны, видимо они преследуют свои цели, о которых нам неизвестно. Обидно, но на память приходит пословица: «У плохого хозяина, гость хозяин».

Использование импульсной техники, в частности, гидравлических молотов, здесь, по мнению ученых-разработчиков, является, чуть ли не единственным путем, выполнения строительно-дорожных работ в горных условиях. А самое интересное, что удалось нам узнать, что самый маленький буровой комплекс КБ-76, который без особого усилия может самостоятельно поднять один рабочий и перетащить его с места на место, может принести огромную пользу. Одной из самых основных проблем в регионах является обеспечение безопасности от оползней населенных пунктов расположенных у подножия гор.

Так вот комплекс КБ-76 позволяет получить образец горной породы с глубины 200 метров, а значит, можно сразу же получив образцы грунтов сделать анализ, насколько опасны эти места для проживания и при каких обстоятельствах могут произойти оползни.

Но и это еще не все. Оказывается к числу разработок относится и камнерезный станок предназначенный для резки тротуарной плитки, гранита, базальта, мрамора и много другого. Тут остается только вздохнуть от восхищения, поскольку, резка идет как по маслу. Ценной разработкой кыргызских ученых является вибропрессующее оборудование для изготовление кирпичей из самой обычной глины. Да, да! Из самой обычной глины, которой везде предостаточно, а кирпичи всегда необходимы в хозяйстве. Правда, если возникнет необходимость в водонепроницаемости, то можно добавить немного, в пределах 15% цемента. Кирпич получается на века. Вот, так работают наши ученые!

- А как государство помогает исследованиям?
- Сегодня государство выделяет денежные средства только на заработную плату для проведения научных исследований. На создание опытных образцов финансирование не предусмотрено, а ведь машиностроение предполагает, во-первых, закупку металла, во-вторых, наличия парка станков и оборудования и оплату труда рабочих, которые будут изготавливать машины. Это не вина наших научных сотрудников, а беда в том, что на выделенные средства трудно создать реальный продукт.

Естественно возникает новый вопрос:
Что же делать? Как институт выходит из положения и продолжает работать?
- Академик смеется. «Видимо, нам необходимо найти свою нишу. Правительство обязано в первую очередь поставить задачу – развивать производство, запустить простаивающие предприятия. А это возможно только в условиях выпуска конкурентоспособной, хотя бы на внутреннем рынке, продукции. А нам необходимо предлагать, пытающимся реанимироваться предприятиям, свои услуги. Сегодня научный работник и научные организации в целом должны быть гибкими, готовыми вложить свои знания в различные области техники и вместе поднимать экономику страны».

Прощаюсь с сотрудниками института, а в душе гордость за своих соотечественников – Не перевелись еще светлые головы в нашей стране! 

Нурия Шагапова.

madein.kg

Теги: Наука   
По теме