Политика
 
23.11.2007Выборы- 2007. Состязание партийных бонз.

До начала предвыборной агитации остаются считанные дни. Однако, представители ряда политических партий выражают недовольство высокими расценками на политическую рекламу. Особенно дорогостоящей она считается на телевизионных каналах. По мнению экспертов, нынешние выборы вновь превращаются в состязание толстосумов. Изменилась форма, но отнюдь не содержание. Партийное строительство оказалось слишком дорогим удовольствием. Идейность не подкрепленная финансами – сегодня пустой звук. Особенно уязвимы по этой причине малочисленные партии.

Если партийная казна пуста, то такие политобъединения и вовсе лишаются шансов на места в Жогорку Кенеше. ЦИК даже не зарегистрирует их для предвыборной гонки. Одни считают это естественным отбором карликовых партий, другие считают это нарушением демократических норм. Редакция www.madein.kg провела опрос мнений, чтобы попытаться выяснить спектр мнений:

1. ЦИК КР в лице заместителя председателя Гули Рыскуловой признала,
что расценки, установленные тв-компаниями на рекламу в период
предвыборной агитации, очень высоки. Цены по сравнению с прошлыми выборами выросли в восемь раз и составляют почти 400 долларов за минуту. Это не дает возможности некоторым политпартиям проводить полноценную агитацию. Насколько справедливы замечания Рыскуловой?

2. Можно ли утверждать, что высокие цены на рекламу во время
агитационного периода создают неравные условия для партийной
политической борьбы?

3. ЦИК намерена установить потолок расценок через антимонопольное
законодательство. Насколько это оправдано с правовой точки зрения? Есть
ли в антимонопольном законодательстве норма, позволяющая ЦИКу
устанавливать потолок цен?

4. Насколько своевременны меры ЦИК в этом вопросе?


Эрнис Кыязов, заместитель Генерального директора Национальной Телерадиокорпорации КР:

1.Мы не считаем, что наши расценки завышены. НТРК действует в рамках закона, и в соответствии с избирательным законодательством. Рекламная служба НТРК регулярно связывается с ЦИКом, и пока претензий по расценкам не получала.

2. Не могу давать политических оценок на этот счет, однако эти моменты должен учитывать Центризбирком, поскольку нарекания поступают именно от политических партий. Однако, все-же подобные действия не должны вступать в противоречия с финансовыми интересами НТРК.

Как известно, именно ЦИК распределяет количество бесплатного времени партиям-претендентам. А НТРК не имеет право нарушать их требования. Однако у нас есть своя коммерческая рекламная служба, которая уже давно заключила договора с различными партнерами и их права не должны ущемляться. В противном случае, коммерческие партнеры имеют полное право судиться с нами. Поэтому я считаю, что ЦИК должна учесть все эти моменты и согласовать с нами.

3. Если Антимонопольный комитет посчитает, что следует снизить расценки, то тогда следует проконсультироваться и с международными миссиями, и другими коммерческими организациями. Однако, окончательное решение данного вопроса должна вынести все-таки ЦИК.

4. Если говорить о своевременности этого вопроса, как правило, недовольство выражают в основном оппозиционные партии. То видите ли, референдум власти в сжатые сроки проводят, то выборы в парламент. Считаю, что если ЦИК затронул этот актуальный вопрос, значит он важен.

Максим Каганер, исполнительный директор ТРК «5 канал»:

1.Если заглянуть в Избирательный Кодекс, можно увидеть, что каждая политическая партия, которая хочет принять участие в выборах может формировать свой избирательный фонд, в размере 100 млн.сомов. По нынешнему курсу доллара это составляет порядка 2,8 млн.долларов. Для сравнения – крупный сотовый оператор тратит такую сумму в течение года на всю ТВ-рекламу. В случае с выборами – агитационный период длится порядка 20 дней. Конечно, не весь бюджет пойдет на телевидение, но мы подсчитали, что в среднем крупные партии готовы будут отдать на политпиар сумму, которая будет превышать рекламный бюджет сотовой компании в 6-8 раз. Таких партий наберется 4-5 по республике. Если же оставить старые расценки, то объем политической рекламы на канале увеличился бы как минимум в 30 раз. Такое количество политической рекламы, просто уничтожило бы любой канал. Объяснение очень простое. По закону, тв-каналы не смогли бы отказать партиям в трансляции. В этом случае, рекламные блоки шли бы минут по 15, и люди просто перестали бы смотреть канал.

2.На сегодняшний день, согласно нашему анализу, уже ясно, что мы даже недостаточно повысили цены. Потому, что каналы, которые работают со своими сетевыми партнерами, неизбежно столкнутся в последние дни выборов с тем, что будут вынуждены выбирать между коммерческой рекламой (договора на которые были подписаны в начале года) и политической. А это чревато последствиями.

3. В сложившейся ситуации, слабые политические партии, неизбежно отсеются. Но устанавливая расценки, каналы прежде всего не о партиях, а о телезрителях.

Конечно, ЦИК имеет право обратиться в Антимонопольный комитет просьбой рассмотреть этот вопрос. Однако согласно законодательству, мы уже не имеем право снижать тарифы на предвыборный пиар, поскольку цена уже опубликована.

5. Теперь решение этого вопроса зависит только от оперативности ЦИК.


Исхак Масалиев, лидер партии Коммунистов Кыргызстана:

1.Всем известно, что у нас рыночная экономика и поэтому мне понятно стремление телекомпаний извлечь выгоду в период выборов. Не вижу в этой ситуации трагедии.

2.Создавать равные условия для всех политических партий государство не обязано. А поскольку здесь в основном затрагивается частная собственность, то неизбежно идет столкновение интересов. Дело в том, что право избираться – это всего лишь право, а не обязанность. Поэтому политическим партиям, у которых недостаточно финансовых ресурсов я бы посоветовал искать альтернативные пути: выпускать листовки, печататься в газетах, покупать радиоэфир и т.д.

3. С точки зрения защиты малообеспеченных партий, вероятно, это будет оправданный шаг. Было бы отрадно, если бы расценки на политрекламу снизили, однако это противоречит логике рыночных отношений. Это всего лишь попытка показать народу – дескать, какое государство заботливое. Если расценки волевым решением снизят, то одни телекомпании по-просту, откажутся от размещения политической рекламы, а другие найдут обходные пути и иную форму оплаты.

4. Согласен, что высокие цены на политическую рекламу создают неравные условия для политических партий, особенно для вновь созданных объединений. Но это данность существующая в Кыргызстане и эти рыночные отношения надо признать.

ЦИК практически все решения принимает на ходу. Сейчас они вообще в авральном режиме работают. Конечно, поздновато этот вопрос подняли, но кто же знал, что президент распустит парламент и назначит досрочные выборы в столь сжатые сроки? Поэтому, уж лучше поздно, чем никогда.

Эдиль Байсалов, ответственный Секретарь, заместитель председателя Социал-Демократической Партии Кыргызстана:

1.Мне непонятно, почему наш государственный, общенациональный канал, так повысил свои расценки на политрекламу? НТРК, по-сути существует на деньги налогоплательщиков, поэтому должен обслуживать наши с вами информационные потребности, доносить до каждого избирателя всестороннюю информацию о политических партиях. На деле же происходит, что производители стирального порошка, могут намного дешевле прорекламировать свою продукцию, чем политобъединения.

2.Лично я расцениваю это как попытку ограничить доступ политпартий к народу Кыргызстана, своим потенциальным избирателям. Бог с теми же частными телеканалами, хотя и они когда получают лицензию на вещание обязуются выполнять общественную функцию. То есть без обеспечения равных условий для всех партий к информационному доступу, говорить о проведении демократических выборов не приходится. Делать деньги на том, чтобы стоять между политическими партиями и избирателями, коммерциализировать нынешние выборы это не только не этично, но и противозаконно.

3. Мы обращались и в Антимонопольный Комитет и ЦИК КР с просьбой снизить расценки на политпиар. Обсуждался этот вопрос и в кругу политических партий. Если бы нам пошли навстречу, то это способствовало проведению свободных выборов.

5. Вопрос затронут своевременно. Пока еще не поздно, его нужно решать.


Марат Сакеев, представитель Государственного Агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции при правительстве Кыргызской Республики:

1.Судить о том, высоки тарифы или нет на НТРК я затрудняюсь. Действительно, наш комитет может влиять на государственные предприятия-монополистов, Но другие каналы являются частными, поэтому они вольны сами устанавливать тарифы и расценки на свои услуги.

2.Поскольку НТРК является государственным каналом, для партий в период агитации выделяется бесплатное эфирное время. В целях обеспечения равных условий для всех политических партий. Однако, если нам будет послан официальный запрос со стороны ЦИК, мы займемся его решением. Хотя я лично не думаю, что предвыборные ролики по телевидению, или политические дебаты оказывают на избирателей большее значение, нежели обычная коммерческая реклама.

3.В Кыргызстане столько карликовых партий, и многие из них только находятся на стадии становления, поэтому проблемы с поиском финансов это их проблемы. Но я не считаю, что это создает неравные условия для политической борьбы.

4. Повлиять на тв-расценки с помощью Антимонопольного законодательства, с правовой точки не совсем оправдано. Поскольку наш комитет регулирует только цены и тарифы предприятий-монополистов и тех госорганов, которые оказывают платные услуги. Ни в одном законе не прописано, что мы имеем право вмешиваться в деятельность предприятий и организаций не включенных в подобный реестр. Насколько мне известно, в Антимонопольном законодательстве нет нормы, позволяющей ЦИК снижать расценки и тарифы. Хотя ЦИК поднял этот вопрос своевременно.


Светлана Молдогазиева, политолог, директор консалтинговой фирмы «CFG»:

1. Полностью согласна, с тем, что существующие расценки на телеканалах не дают возможности некоторым политпартиям проводить полноценную агитацию. Замечания ЦИК справедливы.

2. Реклама - это телевизионная, радио и печатная продукция. Если цены на медиа-продукцию будут чрезмерно высоки, и доступны только партиям с большими финансовыми ресурсами, то можно утверждать о неравных условиях для проведения агитационной деятельности.

3.Что касается Антимонопольного законодательства, то например, в нормативных правовых актах, касающихся ЦИК КР и в Законе КР «О рекламе» от 1999г. нет норм, регулирующих или ограничивающих ценовую политику частных СМИ-компаний в рекламной деятельности со стороны госорганов, включительно ЦИК. Внесение изменений и дополнений в существующее законодательство по рекламе, должно проходить через Законодательный орган – Жогорку Кенеш КР, а за неимением его в настоящее время через подзаконные акты (указ Президента КР, Постановления Правительства КР).

4.Меры ЦИК несколько запоздалые, с учетом старта агитационной кампании 26 ноября, то им остаются считанные дни.

Гульнара Искакова, юрист, профессор АУЦА:

1.Стоимость рекламных услуг на телевидении, не должна быть дискриминационной ни в отношении партий, ни в отношении избирателей. Избиратели имеют конституционное право на информацию, но хищнические цены не позволяют установить коммуникативную связь между избирателями и политической партией.

2. Если у партии нет денег, то ее шансы на победу сильно падают, поскольку многие являются новыми, включая и партию власти. А бесплатного эфирного времени на НТРК, будет явно недостаточно, чтобы быть услышанными электоратом. Это нельзя считать равными условиями для проведения демократических выборов.

3.Обращение ЦИК к Антимонопольному законодательству вполне оправдано. Понятно, что СМИ хотят заработать в этот период. Но они не должны злоупотреблять своим положением.

4.Поздновато, конечно ЦИК этот вопрос поднял. Но проведение выборов в такие краткие сроки, всю страну поставили в такие условия. Не только в отношении распространения информации, но и в отношении достижения договоренностей внутри политических партий и общества в целом.

www.madein.kg

Теги: Политика   Выборы   
По теме