Политика
 
22.03.2007Открытая внешняя политика

За годы суверенитета дипломатия в Кыргызстане, по сути, превратилась в механизм политической ссылки для политиков-вольнодумцев и общественных деятелей, и слабо справлялась со своими основными задачами – формированием эффективной внешней политики страны и отстаиванием ее интересов за рубежом. Впрочем, недавно во внешнеполитическое ведомство КР стали возвращаться демократы первой волны, а именно Эднан Карабаев, который возглавлял данное ведомство во времена «раннего» Акаева. Представители интеллигенции и прогрессивной общественности восприняли этот факт положительно и связывают с Карабаевым надежды на возрождение позитивного имиджа нашего государства. Как новое руководство МИД намерено выстраивать внешнеполитический курс Кыргызстана? Ожидает ли нас «переориентация» на новые мировые державы или мы останемся верны прежним связям? Ответы на эти и другие вопросы журналист madein.kg попытался выяснить в беседе с самим министром.

- Эднан Осконович, в одном из первых интервью СМИ вы подчеркнули, что МИД будет выстраивать взаимовыгодный экономический и политический диалог с разными странами. Можете обозначить конкретные шаги?

- Во-первых, выстраивать диалог будет не МИД, а весь Кыргызстан. Поскольку невозможно решать внешнеполитические задачи без взаимодействия с внутриполитическими инициативами. Во-вторых, есть концепция внешней политики, в рамках которой будет формироваться наша деятельность. В частности, МИД начинает активную работу по целевым региональным проектам. Мы уже прорабатываем варианты территориального сотрудничества между областями и отдельными городами нашего государства и зарубежных стран. Примером реальных шагов может служить встреча представителей МИД КР с представителями Бундестага, в ходе которой немецкие парламентарии положительно восприняли сотрудничество между регионами наших стран. Особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Также конкретным шагом является разработка вместе с Министерством экономического развития перечня экспортно-ориентированной продукции, которую может производить Кыргызстан. Сегодня мы прорабатываем механизмы реализации данной инициативы в рамках четко определенных рынков сбыта.

 - Какие страны, исходя из вышесказанного, можно назвать наиболее приоритетными для КР в списке сотрудничества?

- Страны, которые готовы сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Мы не делим государства по каким-либо критериям и считаем, что многостороннее сотрудничество не должно быть ограничено ничем, кроме правового порядка. Единственное условие с нашей стороны – партнерство не может идти вразрез с национальными интересами Кыргызстана.

- Как продвигается подготовка к саммиту ШОС? Ряд оппозиционных лидеров считают, что это мероприятие нам не по карману.

- Во-первых, страны-участницы ШОС оказывают Кыргызстану значительную помощь в подготовке к саммиту. Уже сегодня Китайская Народная Республика перечислила 50 миллионов юаней, нам помогает Российская Федерация, аналогичное предложение высказывают и другие страны. Во-вторых, материально-техническая база, которую Кыргызстан получает в рамках подготовки к саммиту, останется у нас. Думаю, что это будет неплохое прибавление к нашему хозяйственному комплексу. И самое главное – нельзя забывать о стратегических возможностях, которые дает нам членство в ШОС. А также о том кредите доверия, которое выказали наши партнеры по организации, оставив Бишкек местом встречи. Если рассуждать, что нам по карману, а что нет, думаю, следует говорить немного о другом. Готовы ли мы, оставив личные амбиции и внутренние разногласия, оправдать доверие соседей и заложить основу для собственного развития.

- Недавно посол КР в Турецкой Республике Мамбетжунус Абылов распространил заявление, в котором выразил свою озабоченность политической ситуацией в стране, а также коснулся взаимоотношений между К.Бакиевым и Ф.Куловым, которые, по его мнению, отражаются на имидже государства. Имеет ли право г-н Абылов на такие заявления как дипломат и как государственный чиновник?

- Знаете, английский дипломат Уоттон еще в XVII веке заметил, что посол – это честный человек, которого посылают за границу, чтобы лгать во имя блага своей родины. Думаю, на совещании послов, которое пройдет 26 марта текущего года в Бишкеке, мы узнаем у Мамбетжунуса Абылова, как он понимает благо своей родины. В целом же эта проблема выходит далеко за рамки Министерства иностранных дел. Мы еще только начинаем осознавать, что такое этика госслужащего и какую ответственность подразумевает дипломатический ранг. Могу сказать однозначно, ни первое, ни второе не основывается на политических симпатиях.

- После событий 24 марта 2005 года ни один мировой лидер не посетил с официальным визитом Кыргызстан. Визиты каких глав государств намечаются в текущем году?

- Понятие официального визита прежде всего предполагает наличие в стране политической стабильности. Внешняя политика не приемлет авансов, поэтому лидеры государств к нам и не спешили. Сегодня МИД уже прорабатывает визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в конце апреля. Также в рамках проведения саммита ШОС запланированы визиты руководителей РФ и КНР.

- Как известно, ранее вы состояли в партии «Санжыра». Сохранили ли вы свое членство в ней, и как к вашему назначению на пост министра отнеслись в политсовете партии?

- Мои гражданские интересы по-прежнему совпадают с платформой партии – средний класс и гражданские свободы как основа суверенитета страны. Кроме того, «Санжыра» - это не один человек, это граждане Кыргызстана, которые продолжают деятельность по реализации партийных инициатив.

- Исключение из Конституции пункта о том, что Кыргызстан – светское государство, взволновало общественность. Это может повлиять на усиление исламского вектора во внешней политике?

- Я считаю, что при наличии гражданского общества столь высокого уровня, как в Кыргызстане, беспокоиться излишне. Более того, когда права человека составляют основу суверенитета страны, есть только одна форма государственного устройства – правовая. И только один вектор внешней политики – реализация государственного суверенитета.

- Эднан Осконович, как известно, против вашего назначения на пост главы внешнеполитического ведомства выступал омбудсмен Турсунбай Бакир уулу. Насколько обоснованы его обвинения и как сейчас складываются ваши взаимоотношения с главным правозащитником?

- Что касается обоснованности обвинений, то жизнь уже все рассудила и сама обосновала: в Саудовской Аравии открыто посольство Кыргызстана. И арабский мир, от имени которого вещает правозащитник, сам рассудил, в каком русле должны складываться его отношения с Кыргызстаном.

Жипара Абдрахманова.

 www.madein.kg

Теги: Власть   Политика   Персоны   
По теме