Политика
 
14.12.2011Как нам обустроить Кыргызстан?

Признаться, мы были удивлены, когда к нам в редакцию позвонил известный чиновник и попросил о встрече. Выяснилось, что у этого человека него давно «накипело на душе» и он решил поделиться соображениями и идеями, как реально улучшить жизнь простых кыргызстанцев. Чтобы республика, наконец, начала развиваться, а мы перестали надеяться на очередного грантодателя или спонсора. При этом он поставил условие – его имя должно остаться инкогнито. После долгих раздумий мы все-таки решили опубликовать интервью с этим неординарным чиновником, которого мы назвали Чындыком.

- Уважаемый Чындык, что вас заставило обратиться к нам?

- Наверное, вы удивлены, моим визитом. Но если честно, у меня уже давно созрели мысли о будущем страны и я хотел бы поделиться своими предложениями, о том, как нам обустроить Кыргызстан.

Как вы знаете, я на госслужбе уже не первый год. Начинал работу в разгар перестройки. Как и многие в те времена «горел» надеждами на перемены и верил в то, что с развалом Союза исчезнет все то, что было присуще партийной номенклатуре. Тогда у многих открылись глаза на те безобразия, которые творили партийные чиновники и номенклатурщики, прикрывающиеся высокими идеалами. К сожалению, сейчас, по прошествии стольких лет я понимаю, что все это было детскими шалостями, по сравнению с тем, что творят мои коллеги. За эти двадцать лет мне многое пришлось повидать, пропустить через себя и переосмыслить.

Было время, когда я искренне восхищался нашим первым президентом. Верил в его обещания сделать Кыргызстан второй Швейцарией. Одно время меня воодушевлял молодой бизнесмен Данияр Усенов, а примером мужества служил генерал Феликс Кулов. Но работая в «Белом Доме», я быстро понял истинное положение вещей и скоро разочаровался в этих деятелях и в целом структуре управления.

- Неужели все настолько плохо, и у нас совсем не осталось профессионалов?

- Они есть, и их достаточно. Но, к сожалению, в силу многих причин, они не могут реализовать свой потенциал. Не у всех хватает терпения и желания продолжать работу на госслужбе. Многие мои коллеги покинули Кыргызстан в поисках лучшей доли.

- А как же вы? Почему вы на протяжении стольких лет остаетесь и продолжаете мириться с подобным положением вещей?

- Знаете, много раз возникало желание «хлопнуть дверью» и уйти, очень часто друзья соблазняли уйти и заняться бизнесом, благо мое техническое образование позволяет это, но я не привык сдаваться и считаю, что трудности надо преодолевать, а не избегать их. К тому же за это время я подготовил не один десяток учеников, очень способных ребят, которых я сам уговаривал не покидать госслужбу и работать на благо Родины. Не хотелось разочаровывать и обманывать их надежды.

Я пришел к вам не для того чтобы рассказывать о проблемах, о которых вы сами прекрасно знаете и сталкиваетесь ежедневно. Повторюсь, что у меня есть несколько рекомендаций нашим политикам и чиновникам, о том, что нужно сделать, чтобы Кыргызстан начал «выздоравливать».

- И что же нужно предпринять?

- Начну с того, что в первую очередь, стране нужна настоящая кадровая и административная реформа. Формально, мы проводили несколько подобных действий. Потратили кучу денег и времени, а в итоге получили новые таблички на зданиях и перераспределение кресел. При этом каждый раз снижали функциональность и потенциал госаппарата. Зайдите в любое министерство и посмотрите на аппарат, который там работает – вы увидите людей предпенсионного возраста, которые начинали свою карьеру в СССР и вчерашних желоторотых выпусников. Нет профессионалов среднего возраста, которые перенимали опыт предыдущих поколений и обогащали его современными знаниями и технологиями. Другой немаловажной стороной этого вопроса является штат наших министерств, ведомств и их сотрудников. Если это было оправдано в союзные времена, когда государство все контролировало и планировало, то сейчас мы имеем такой же раздутый аппарат, рыночную экономику, которая подразумевает минимальное вмешательство государства, следовательно, такой госаппарат только мешает.

У меня было много примеров, когда ко мне приходили молодые ребята, и со временем набравшись опыта, уходили в бизнес и международные проекты, туда, где им платили приличную зарплату. Еще одна важная сторона – личностные качества руководства министерств и ведомств. Кто-то злоупотребляет спиртным, другие – растрачиваются на любовниц…

Вашему брату журналисту, наверняка известно, как они ведут себя в ходе зарубежных визитов. К примеру, один из действующих политиков, в бытность свою госслужащим высокого ранга, будучи в зарубежной командировке в Австрии напился до такого состояния, что его выносили на руках. Другой чиновник, после обильного возлияния, принялся воевать с уличными клумбами и урнами, в одном из городов КНР. Да так, что другим членам делегации пришлось связать буйного коллегу и запереть в гостиничном номере…

- В прессе мы периодически читаем подобные истории о наших чиновниках и, к сожалению, сегодня этим никого не удивишь...

- Но ведь в прессу, просачивается лишь малая толика подобных историй, и вы даже не представляете какие подробности, мы узнаем раньше остальных граждан.

- Моральный облик наших чиновников и депутатов, похоже уже не исправить… Давайте, вернемся к вашим инициативам.

- Так вот. Если мы будем иметь в два раза меньше министерств и ведомств, когда мы оставим только те органы, которые реально нужны государству. Плюс там будет небольшой, но профессиональный штат, это и будет настоящей административной реформой. Именно в такие госсорганы пойдут работать молодые, профессиональные кадры, которые будут по-настоящему там работать, строить карьеру и содействовать развитию страны.

- Хорошо, допустим, завтра мы сократим министерства и ведомства, оптимизируем структуру, повысим зарплату, а руководить ими будут все те же лица?

- На самом деле, когда мы четко для себя определим какие именно структуры нам нужны, какие цели и задачи им нужно будет выполнять, обозначим четкие сроки выполнения, тогда работа этих органов будет максимально прозрачной и все непрофессиональные действия этих руководителей будут видны общественности и руководству страны.

Тогда, на эти позиции будут назначаться те кандидатуры, которые будут соответствовать требованиям и функциям того, или иного органа.

Судите сами. Сегодня, при нынешней системе любой министр маскирует все свои недоработки размытостью функций своего министерства, нехваткой бюджетных средств, мировым кризисом, глобальным потеплениеми и грядущим апокалипсом 2012 года.

- Не кажется ли вам, что в нынешних реалиях ваши предложения попахивают утопией. Ведь, сегодня все ключевые назначения определяют кланово-партийные группировки.

- Зря иронизируете. Я убежден, что это реально можно претворить на практике. Нужна лишь политическая воля. Например, в стране возникает какое-нибудь ЧП. Все в пожарном порядке начинают его решать, хотя есть конкретные организации и люди, которые ответственны за то, чтобы это не происходило.

Вспомните недавний случай с массовым отравлением людей в столичной кафешке. На следующий день, органы санэпидемконтроля КР начали «кошмарить» другие заведения. Хотя их прямая обязанность – регулярно контролировать и не допускать подобные вопиющие факты.

Следующий важный элемент - оптимизация ресурсов. Практически каждый из моих коллег, оправдываясь за некачественную работу, дежурно ссылается на отсутствие бюджета. Несомненно, денег не хватает по всем фронтам. Но давайте посмотрим, а так ли рационально мы тратим бюджетные деньги? Я не буду говорить о явных хищениях, которые допускают чиновники всех мастей. Давайте признаем, что объективно зачастую деньги растрачиваются из-за просчетов в управлении.

Например, любая домохозяйка знает, что можно один раз в месяц поехать на оптовый рынок и по выгодной цене закупить продукты на месяц. Это будет в разы дешевле, чем каждый день ходить в супермаркет или ближайший ларек. Точно также было бы разумно и оптимально унифицировать автомобильный парк наших госорганов. Вместо того, чтобы каждый раз для нового министра закупать дорогие автомобили класса «люкс» с максимальной комплектацией, мы могли бы сделать единый перечень тех машин, которые нужны государству. Например, авто повышенной проходимости нужны МЧС и главам Минобороны, другие министры могут передвигаться по городу на легковых машинах.

К тому же обслуживать унифицированный автопарк и покупать запасные части станет намного дешевле. Таким образом, сэкономленных средств, с лихвой бы хватило не только на поддержку социальной сферы, но и на реализацию нескольких проектов в реальном секторе экономики.

Точно также речь должна идти обо всех закупках: компьютерной техники, канцтоваров и т.д. Научившись экономии и рачительности, мы должны еще и научится управлять рабочим временем. Вы наверняка сами были свидетелями, когда приходили в госучреждения, как там иные сотрудники во время рабочего дня играют в компьютерные игры. Или, порой возникает необходимость отправить сотрудника для получения нескольких подписей. Так, на это ему потребуется как минимум полдня, чтобы объездить несколько министерств. Но сегодня весь цивилизованный мир делает это при помощи электронного документооборота.

- Мы и так потратили уже кучу денег и времени на создание электронного правительства. А воз и ныне там…

- Это яркий пример того, что люди реально не понимают, что они делают, и не поставили перед собой четких задач. Лично у меня есть подозрение, что затягивание внедрения электронного правительства просто выгодно отдельным чиновникам. Периодически Кыргызстан получает значительную финансовую помощь от доноров. Сегодня у нас уже компьютеризированы полностью все госорганы, везде есть интернет. Однако, для того, чтобы система заработала в полную силу, я считаю необходимо предпринять следующие меры:

1. Принятие пакета соответствующих законов;

2. Закуп необходимого программного обеспечения (которое, кстати, под силу разработать и отечественным специалистам);

3. Применение политической воли, для внедрения этой системы.

Поверьте, электронное правительство – это не строительство коллайдера, а намного проще. Конечно, еще необходимы вложения, но они не столь уж велики, и с лихвой окупятся в ближайшее время.

- Вы действительно верите, что предприняв эти шаги, мы сможем многое улучшить в стране?

- Это лишь первые шаги. Нельзя забывать о том, что реформу госслужбы надо делать агрессивно, и как можно скоро в сжатые сроки. Как это сделали во многих бывших странах соцлагеря: Польше, Чехии, Венгрии, Словакии и т.д. Словом, все нужно решать комплексно.

Накопился и ворох нерешенных столичных проблем. Например, в городе Бишкеке есть две большие проблемы, которые на первый взгляд не связаны с собой. Это – пробки на дорогах и отсутствие надлежащей инфраструктуры в новостройках. Хотя, можно найти такое решение, которое практически бы не потребует больших затрат и будет эффективным. В данном случае я бы предложил построить новое здание мэрии в одном из новых жилмассивов, тем самым создав там локальный центр развития. Нынешнее здание городского самоуправления можно было бы продать коммерческим структурам, а на эти деньги возвести новое строение.

Также рядом со столицей можно было построить небольшой город-спутник, и сосредоточить там все республиканские госструктуры: министерства, ведомства, парламент, аппарат президента, правительство. По соседству можно поселить депутатов и других чиновников, чтобы они не тратили драгоценное время, добираясь каждый день с работы до дома, а в городе отпала бы необходимость перекрытия дорог, снизился бы трафик, разгрузился центр города. К тому же такой компактный городок легче охранять. Конечно, это вопрос не одного дня, и потребует серьезных затрат, но давайте будем рассматривать это как инвестиционный проект и создание новых рабочих мест.

Альтернативным вариантом, могло бы стать рассредоточение министерств и ведомств по всей территории республики. Парламент можно было разместить в Оше, имеющего статус южной столицы, аппарат президента и правительства оставить в столице, МВД в Талас, Нацбанк в Нарын и т.д

Поскольку сейчас министрам нет необходимости встречаться ежедневно, то планерки и летучки можно это делать в режиме он-лайн. К тому же такие действия будут мощным стимулом для развития регионов, и снизят криминогенную обстановку по стране в целом. Не сегодня-завтра, наши регионы опустеют, а в селах останутся старики да малые дети. Это грозит тем, что завтра в этих селах будую сеять и пасти скот китайские крестьяне.

Не следует считать эти идеи фантастическими. Это хоть и небольшой, но важный элемент геополитики. Посмотрите на пример соседнего Казахстана, где из геополитических интересов и национальной безопасности в голой степи даже построили новую столицу. Точно также когда-то поступил Петр I, или вспомним пример Малайзии, где был построен современный, высокотехнологичный административный центр Путраджайя.

- Отрадно, что у нас еще есть люди, которые предлагают неординарные идеи и радеют за Отечество.

- Знаете, все это продукты длительных, жарких споров и обсуждений с моими коллегами, бывшим руководством. На самом деле у нас среди госслужащих и общественных деятелей много людей, которые любят свою Родину и жаждут позитивных перемен. Проблема в том, что наша политическая верхушка, очень редко прислушивается к таким людям. Их не слышат или не хотят слышать. Если найдется тот, кто сможет, по-настоящему, всех нас собрать, объединить, выслушать и поручить разработать план практических действий, это было бы очень результативно и полезно для страны.

Я и мои коллеги не гонимся за должностями, званиями, и наградами. Мы просто хотим достойного будущего для наших детей и внуков. Может быть, это прозвучит пафосно, но у нас нет другого такого же Кыргызстана, а есть только суровая реальность, которую нам по силам исправить. Главное, иметь волю и голову на плечах.


Жипара Абдрахманова.

www.madein.kg

Теги: Власть   Реформа   
По теме